08 декабря 2017. В какие чудеса мы верим?

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 08 декабря 2017: В какое чудо мы верим?


В какое чудо мы верим?



(Материал подготовлен на основе “Энциклопедии христианской апологетики” Норман Л. Гайслер, Библия для всех, СПб, 2004.)


  •  “То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает”. — Цицерон, «О дивинации», II, 28, 62
  • “Каждое чудо должно найти своё объяснение, иначе оно просто невыносимо”. — Карел Чапек
  •  “Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру”. — Марк Твен
  • “Если бы чудеса существовали, они перестали бы быть чудесами: чудо только потому чудо, что оно не происходит в действительности”. — Анатоль Франс французский романист и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).
  • “что непонятно, то и чудо”. — Антон Чехов


Чудо - это особое деяние Божие, которое нарушает естественный ход вещей (Н. Гайслер)


  • Чудо сотворения мира
  • Чудо творения человека по образу и подобию Божьему
  • Чудо явления Божьего Закона человеку
  • Чудо сохранения Закона в поколениях
  • Чудо явления Спасителя мира
  • Чудо воскресения Христа и спасения человечества по благодати Божьей


Первостепенная задача христианской апологетики, отстаивать реальность чудес, на которых строится наша вера



Что противостоит теистическому мировоззрению? Эмпиризм, который гласит, что не существует ничего, что выходит за рамки законов природы и сами законы природы нерушимы.



Давайте рассмотрим аргументы эмпириков против существования чудес (большинство из них опираются на выводы шотландского скептика Дэвида Юма (1711 - 1776). Юм выдвинул против представления о сверхъестественном то возражение, которое многие считают самым весомым из всех: чудеса неправдоподобны потому что:

                - законы природы не могут нарушаться;
               
- вряд ли можно найти заслуживающих доверие очевидцев чудес;
               
- слишком многие религии заявляют о похожих чудесах, от чего они теряют свою уникальность и приобретают субъективность.



Мысль Юма его последователи выражали еще и в виде такого последовательного рассуждения (силлогизма):



1) Чудеса, по определению, нарушают законы природы
2) Эти законы природы установлены на основании устойчивого, неизменного опыта.
3) Мудрый человек соизмеряет свою веру со свидетельством.

4) Следовательно против чудес имеются решительные доказательства.



Но мы видим, что подобное доказательство, если оно используется последователями Юма, впадает в так называемый “порочный круг” в доказательстве. Что это значит? Это доказательство уже исходит из определения того, что чудес быть не может, поэтому и утверждает их невозможность. Ведь если чудо есть нарушение того, что “неизменно”, то по свойству “неизменного” (на то оно и неизменно) чуда быть не может.



И тут нам важно скорректировать наше определение чуда, что оно не “нарушение” общих законов, но “исключение из правил” общих законов.



На самом деле утверждения Юма могут быть с легкостью подвержены сомнениям самими же скептиками и современной наукой:

1) Мы знаем, что законы природы действуют в стандартных, обычных условиях, но мы не можем утверждать, что при изменении условий, законы останутся прежними. Яркий пример для этого - существование таких космических объектов, как черные дыры, законы природы в которых действуют совершенно по другим принципам.
2) Наш опыт не всегда может адекватно описать существующие законы и тем более он не может проявить все возможные варианты и исключения уже известных законов.
3) Мудрый человек опирается на свидетельство - это верно, но свидетельство само по себе не ограничивается эмпирическим познанием. Мы, например, говорим о совести, но никто ее не видел. Медицина оберегает здоровье и жизнь человека, но грань между жизнью и смертью настолько неясна, что даже самые именитые врачи не могут описать ее или рассказать, что такое жизнь в человеке.
4) Любое количество доказательств против чудес легко рассыпается при виде всего лишь одного подтвержденного чуда, например, чуда воскресения Иисуса Христа или чуда сотворения мира.


Таким образом мы получаем, что доказательство Юма построено или на “порочном круге” рассуждения: Порочный круг (лат. circulus vitiosus), логический круг — логическая ошибка или уловка, при которой утверждение выводится из самого себя, обычно через несколько промежуточных утверждений. Порочный круг часто используется сознательно как демагогический приём. В этом значении выражение получило распространение как фразеологизм. Или на предвзятости подхода в процессе которого для скептика всегда будет недостаточно доказательств для существования чуда как такового.

И наконец аргумент Юма доказывает, что в чудо верить нельзя, даже если оно произошло! (Потому, что, если чудес не бывает, то все сообщения о чудесах должны быть ложными)

Малькольм Даймонд предложил свою версию отрицания чуда: “допустить возможность сверхъестественных объяснений для наблюдаемый естественным путем явлений - фактически означало бы заставить работающих ученых целиком отказаться от научной деятельности”.



Сущность его рассуждений сводится к следующему утверждению:

1) Ученый, оставаясь ученым, не может отказаться от поисков естественнонаучного объяснения для любого явления

2) Признать даже одно чудо - означает отказаться от поисков естественнонаучного объяснения.

3) Следовательно, признать чудо - означает отказаться быть ученым.

Но так ли это на самом деле? Нужно понимать, что чудо - это не повторяющееся явление, как те, что изучает наука, следовательно, чудеса не входят в компетенцию науки и никак не влияют на ее существование. Наука занимается тем, как мироздание функционирует, а не тем, как оно возникло. Возникновение некоего явление вследствие сверхъестественной причины никоим образом не нарушает законы природы. Как отметил физик Джордж Стокс, новое явление может быть введено в мир природы без отмены обычного функционирования этого мира. Значит, верить или не верить в чудо является не научным суждением, но этическим и его могут разделать как ученые, так и обыватели.



Патрик Новелл-Смит, британский философ описывал проблему чудес следующим образом: «Только то, что дает нам возможность делать предсказания, можно расценивать как объяснение явления. При объяснении явления через чудо делать верифицируемые предсказания нельзя. Следовательно, объяснение явления через чудо нельзя расценивать, как достаточное объяснение».



Очень распространенный аргумент современных “новых атеистов” в том, что вера в чудо отрицает науку, так как заставляет или изменять законы, или пытается объяснять все помимо законов. Но это не так. Чудо объясняет то исключительное и редкое, что иногда происходит, но не покушается на законы природы. Атеисты просто хотят придумать такую систему, в которой не было бы места Богу, но тогда они вынуждены придумывать еще более невероятные и противоречащие объяснения, чтобы объяснить чудеса.



Что такое чудо: 
  • Августин (К. Льюис) описывал чудо, как феномен который не противоречит природе, но противоречит нашему знанию природы
  • Фома Аквинский: чудо - это божественное вмешательство, сверхъестественное исключение из регулярного хода вещей.
  • Согласно формулировке протоиерея Александра Шмемана, чудом является «сверхъестественное событие, явление или действие, не поддающееся рациональному объяснению, выходящее за грань законов природы»
  • Атеист Энтони Флю: “Чудо — это нечто, что никогда бы не произошло в природе как таковой, будь она предоставлена сама себе”. Кстати Энтони долгое время был одним из видных философов-рационалистов, одним из идейных столпов современного атеизма, однако в 2004 году пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог существует.
  • С точки зрения Библии, чудо - любое, отмеченное в Писании явление, порожденное сверхъестественной причиной. И в Библии чудо служит исключительно для подтверждения того, что сказано Богом.


Вера в возможность чудес - основополагающая доктрина христианства.

  • Существует Бог - Бог является Личностью
  • Личностный Бог обладает волей для осуществления которой вмешивается в естественных ход вещей, всесилен, всемогущ и стремится к благу
  • Следовательно, чудо существует, как следствие существования Теистического Бога (теизм — убежденность в том, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении)
  • Значит, отвергая веру в чудо человек отвергает действие Божьей воли в мире, Его всевластие и, следовательно, делает Бога или бесконечно удаленным от мира, или развивает пантеизм, что бог существует во всем.


Сегодня мы чаще встречаем т.н. верующих в бога, которые верят в существование чего-то высшего, но отрицают реальность чудес, например воскресения Христа или не надеются на собственное после смерти.



Вера в чудо делает нашу веру настоящей:

  • [Христианство] не просто вывело логичные истины — оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно — оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно; но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна. Оно признает, что у нас две руки, но ни за что не признает (сколько бы ни бились модернисты), что у нас два сердца. В этой главе я постараюсь показать одно: когда что-то в христианском учении кажется нам странным, мы обнаруживаем в конце концов ту же странность и в истине. ... Если узор снежинки похож на Эдинбургскую темницу, это может быть случайностью; если все снежинки в точности повторяют узор лабиринта в Хэмптон-Корте, я бы скорей назвал это чудом. Именно такое чудо напоминает мне философия христианства. (Гилберт Кийт Честертон, Ортодоксия. Парадоксы христианства)
  • Господь не сыплет чудес на природу, как перец из перечницы. Чудо — большая редкость. Оно встречается в нервных узлах истории — не политической и не общественной, а иной, духовной, которую людям и невозможно полностью знать. (Клайв Льюис)
  • Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа. — Августин Блаженный — О граде Божьем. Кн. 21, гл. VIII
  • Вера в чудо готовит нас к восприятию будущего, подобно тому как Христос показал нам Свою природу после воскресения, так и нам уже стоит надеяться не на восстановление от смерти, как будто после болезни, но к новому существованию в вечности.


Чудеса веры в Бога


  • Чудо сотворения: Почему существует нечто вместо того чтобы вообще не существовать?
  • Чудо откровения: уникальное существование, пророческая точность и историческая достоверность Библии
  • Чудо богоявления: мы верим Библии потому что мы верим Иисусу - если честно исследовать Его жизни, то нельзя прийти к иному выводу что перед нами Богочеловек
  • Чудо воскресения и вознесения: подтверждение земного свидетельства перед глазами сотен людей многие из которых были живы и вплоть до написания Павлом 1Кор. в 55 году.
  • Чудо явления Церкви: Именно на Христово свидетельство и на силу Духа Святого опиралась церковь в период своего становления так что тысячи обращались к вере.
  • Чудо обращения человека к вере: мое обращение к Богу


Чудо - больше чем “аномалия”, оно отмечено божественной волей. У них, как у деяний Бога есть богословский, нравственный, телеологический и доктринальный аспекты. Бог не фокусник, но правитель мира.



В чем опасность чудес


  • Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. (Матф.24:23-25)
  • того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (2Фесс.2:9-12)


Цель чудес

  • Целью чудес было подтверждение подлинности их исполнителя. Деяния 2:22 говорит нам: «Иисус Назарянин – это человек, о котором вам свидетельствовал Бог великими делами, чудесами и знаками, совершивший их через Него! Вы сами это знаете, потому что все происходило у вас на глазах». То же самое говорится и об Апостолах: «Все то, что является отличительным знаком апостольства, Бог совершил у вас через меня… А к тому же чудеса, знамения и могущественные дела» (2 Кор. 12:12). Говоря о Евангелии, послание к Евр. 2:4 провозглашает: «К тому же Сам Бог прибавил Свое свидетельство о нем – знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле». Иисус и Его апостолы, как отмечено в Библии, являются краеугольным камнем и основой нашей веры (Еф. 2:20). В этом смысле в чудесах больше нет необходимости, так как послание Иисуса Христа и Его апостолов уже подтверждено и запечатлено в Писании. Да, Бог все еще творит чудеса. В то же время, нам не следует ожидать, что чудеса будут обязательно происходить сегодня, как это было в библейские времена.



Какое чудо Бог хочет увидеть в нас?


  • Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Рим. 5:8)
  • Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан. 3:16)
  • Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Гал. 5:22-25)



Бог все еще творит чудеса, но многие из них мы просто не замечаем или даже отрицаем. Нам не нужно больше чудес. Нам лишь необходимо поверить в чудо спасения через веру в Иисуса Христа.

24 ноября 2017. Библия, как Слово Божье.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 24 ноября 2017: Библия, как Слово Божье

Непогрешимость Библии


У.Л.Крэйг: Непогрешимость Писания – это не индуктивная, но дедуктивная вера. Она основана не на том, что в Библии не спорных мест, но на словах Христа о том, что Библия есть слово Божье.

Бог открывает Себя в общем и частном откровении по-разному.
  • Общее откровение может открыть нам существование и характер Бога. (Рим. 1:20; Дн. 14:16-17)
  • Частное откровение открывает нам волю Бога в отношении человека и путь его спасения.

Но что такое частное, особое или сверхъестественное откровение?

Мы все знаем, что таковым является Слово Божье – и это совершенно верно.

Давайте обратим внимание на Пролог Евангелия от Иоанна.

Христос есть Слово Божие

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоан.1:1)
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14)
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)

Видение Иоанном Христа в Откровении

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. (Откр.19:11)
[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". (Откр.19:13)

Таким образом мы видим, что высшее откровение Бога есть Его Слово, т.е. Сам Иисус Христос.

Господь есть Истина и все то, что Он указывает нам, есть Истина, т.е. Слово Божие:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (Лук.5:1)

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (Лук.8:21)

Слово Божье было передано людям через пророков в Ветхом Завете, о чем свидетельствует Иисус:

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Иоан.5:39)

и не может нарушиться Писание (Иоан.10:35)

Иисус Христос говорит о том, что Святой Дух научит апостолов всему чему Он Сам учил их:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Иоан. 14:26)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. (Иоан. 15:26-27)

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Иоан.16:13)

Апостолы, как продолжатели людей Божьих, будучи свидетелями жизни Слова Божьего на земле несли это Слово другим людям, поэтому их проповедь ассоциировалась со Словом Божиим:

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих. (1 Фесс. 2:13)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, (Гал. 1:11-13)

Апостол Петр называет Писания - вернейшим “пророческим словом”, которое изрекается по действием Духа Святого:

 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2 Петр. 1:19-21)

Строго говоря, различия между учением Христа и Апостолов нет. Ибо когда Христос дал Апостолам власть проповедовать Евангелие Он ясно добавил:

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20).
Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин. 14:26)
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне. (2 Кор. 13:3)
Итак мы - посланники от имени Христова. (2 Кор. 5:20)
спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? (Евр. 2:3-4)

Поэтому, слова Христа и апостолов были записаны и приравнены к Писанию:

и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. (2 Пет. 3:15-16)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16)

В послеапостольский период писания самих апостолов однозначно, как Слово Божие

Ириней Лионский, ок. 130-202. Тогда Апостолы прежде проповедовали Евангелие, но позднее, по воле Божией, они передали нам его в Писании, чтобы оно было основанием и столпом веры (Кн. 3, гл. 1)

Афанасий Великий ок. 295—373гг. Ибо как святых и богодухновенных Писаний достаточно к изъяснению истины, так и блаженными нашими Учителями сочинены об этом многия книги. (Слово на язычников)

Иоанн Златоуст, 347-407гг. Мы не должны бы испытывать потребности в помощи Писаний, но нам следует являть жизнь столь чистую во всех отношениях, чтобы мы могли пользоваться вместо книг благодатью Святого Духа. Но поскольку мы лишены этой благодати, то передадим наш разум иному способу управления. Бог говорил к патриархам не через Писания, но лично, ибо Он находил их сердца чистыми. Но после того как весь еврейский народ впал в глубочайшее развращение, евреям вынужденно были даны Писания, Скрижали и назидание, переданное через эти средства. И мы видим, что это произошло не только с ветхозаветными святыми, но также и при Новом Завете. Ибо Христос не передал Апостолам Писаний, но вместо этого обещал, что дарует им благодать Святого Духа. А о том, что этот дар гораздо лучший [чем писания], засвидетельствовали Иеремия в гл. 31:33 и Павел во 2 Кор. 3:3. Но поскольку со временем [люди] стали соблазняться, одни в области догматов, другие - через ослабление благочестия, письменное назидание вновь стало необходимо. (Беседа 1 на Матфея)

Златоуст. Если мы, утратив свое первоначальное достоинство, не хотим воспользоваться вторым средством нашего спасения, но презираем небесные Писания, словно бы они были даны нам бесцельно и напрасно, - это ужасающее безумие. (там же.)

Августин Гиппонский, 354-430гг. Град Божий верует святым Писаниям, как ветхим, так и новым, которые мы называем каноническими. Через них рождается вера, которою живет праведный, по которой мы и ходим не колеблясь, пока пребываем вдали от Господа. (Град Божий, кн. 19, гл. 18)

Иероним Стридонский, 342-420гг. Господь будет говорить в Писании о народах и князьях, которые были в нем. Как Господь будет говорить? Не словом, но Писанием. В каком Писании? В [Писании] для людей, то есть в Святом Писании, которое читают все народы, чтобы они могли понять его. Платон писал не для народов, а для нескольких людей, ибо едва ли три человека могли понять его. Однако эти [люди], то есть князья Христовы, писали не для немногих, но для всех людей, не для того чтобы немногие, но, чтобы все могли понять [написанное]. Он также сказал в Писании о князьях, то есть об Апостолах и Евангелистах, о тех, кто были в нем. Вот что он сказал - "которые были", а не "которые суть", дабы все сказанное после Апостолов было отсечено и не имело власти. Посему, как бы кто-либо ни был свят и красноречив после Апостолов, он не имеет никакой власти. Ибо Господь провозгласил в Писании о народах и о князьях, о тех, которые были в нем» (Комментария на Пс. 86)

Итак, учение Христа и послание Бога человеку было передано людям через пророков и апостолов, записано в книгах и сохранено в Церкви.

  1. Библия однозначно проявляет себя, как Слово Божие в том, что в ней написано, и зачем она написана
  2. Закон, изложенный в Библии указывает на свое нечеловеческое происхождение. Все книги Библии проявляют единство в изложении и понимании этого Закона.
  3. Написана божьими пророками, вдохновляемыми Богом, которые являли миру волю Божью, что доказывалось, в частности, исполнением пророчеств.
  4. Точность Писания подтверждается его исторической достоверностью.
  5. Писание проявляет уникальное единство смыслов, целей и значений. Сам Господь говорит о том, что все Писание свидетельствует о Нем. Центром Писания является приход Мессии и спасение человечества.
  6. Иисус Христос, воскресший из мертвых Господь, однозначно свидетельствовал о том, что Писание есть богодухновенное Слово Божие.
  7. Апостолы считали, что они приняли Слово Божие от Самого Спасителя и поэтому передавали его всей Церкви.
  8. Ее текст совершеннейшим образом сохранен и достоверен, а само влияние Библии на цивилизацию непревзойденно.



Чикагское заявление о безошибочности Библии 



Примечание: Международный совет по безошибочности Библии (International Council on Biblical Inerrancy) был организован в 1977 году, чтобы противостоять нападкам на авторитет Писания. Совет составил три важных документа: (1) «Чикагское заявление о безошибочности Библии», (2) «Чикагское заявление о библейской герменевтике» и (3) «Чикагское заявление о применении Библии». «Чикагское заявление о безошибочности Библии» было составлено в 1978 году и подписано почти тремястами евангельскими лидерами из разных стран. Цель этого «Заявления» – дать точное определение понятия безошибочности и объяснить его применение в церкви. Оно остается стандартным изложением учения о безошибочности Писания. Список подписавшихся см. здесь


Предисловие 



Авторитет Писания является основополагающим для христианской Церкви в наше время, как и всегда. Те, кто исповедует веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, призывают свою паству смотреть на окружающий мир взглядом смиренным и полным веры в необходимость послушания Слову Божьему. Отступить от Писания в вопросах вероучения или поведения есть предательство по отношению к нашему Господу. Признание стопроцентной истинности и достоверности Священного Писания совершенно необходимо для того, чтобы верно понимать и адекватно исповедовать его авторитет. 


Нижеследующее заявление еще раз утверждает безошибочность Писания, проясняя наше понимание этой доктрины и предостерегая против ее отрицания. Мы убеждены, что отрицать ее – значит пренебрегать свидетельством Иисуса Христа и Святого Духа, а также отказываться от послушания Слову самого Бога, каковое послушание должно отличать истинную христианскую веру. Мы считаем своей насущной обязанностью сделать это заявление, так как видим отступления от истины о безошибочности Писания среди наших собратьев-христиан и непонимание этой доктрины во всем мире. 


Данное заявление состоит из трех частей: краткого изложения, статей утверждения и отрицания, а также дополнительных пояснений. Оно было подготовлено на трехдневном совещании в Чикаго. Те, кто подписал краткое изложение заявления и сопроводительные статьи, хотели бы подтвердить свою убежденность в непогрешимости Писания, поддержать друг друга и лишний раз призвать всех христиан ценить эту доктрину и возрастать в ее понимании. Мы признаем, что документ, подготовленный во время короткой, хотя и насыщенной, конференции, не может быть исчерпывающим. Поэтому мы не предполагаем, что настоящее заявление приобретет статус вероучительной догмы. Однако мы рады, что в ходе дискуссий наши собственные убеждения стали более глубокими. Мы молимся о том, чтобы подписанное нами заявление послужило новой реформации Церкви, ее веры, деятельности и миссии, во славу нашего Бога. 


Мы предлагаем это заявление не в духе спора, а в духе смирения и любви. И именно такой настрой мы надеемся с Божьей помощью сохранять в любых последующих диалогах, которые возникнут в результате публикации данного документа. Мы с радостью признаем, что многие из тех, кто отрицает безошибочность Писания, не проявляют последствий этого отрицания в своем поведении или в других верованиях. Мы также сознаем, что сами, исповедуя эту доктрину в теории, мы зачастую отрицаем ее на практике тем, что не подчиняем свои мысли и дела, традиции и обычаи божественному Слову как должно.

Мы приглашаем к дискуссии всех, кто увидит необходимость изменить положения настоящего заявления о Писании в свете самого Писания, чей непогрешимый авторитет мы признаем над собой. Мы не претендуем на непогрешимость нашего личного свидетельства, поэтому будем благодарны за любую помощь, которая будет содействовать укреплению нашего свидетельства о Слове Божьем. 


– Редакционная комиссия 

Краткое изложение 



1. Бог, Который Сам есть Истина и говорит только истину, вдохновил Священное Писание, чтобы посредством него открыть Себя заблудшему человечеству через Иисуса Христа как Творец и Господь, Искупитель и Судья. Священное Писание есть свидетельство Бога о Самом Себе.


2. Священное Писание, которое есть Слово самого Бога, написанное людьми, подготовленными и руководимыми Его Духом, обладает непогрешимым божественным авторитетом во всех вопросах, которые в нем затрагиваются: ему надо верить как Божьему наставлению во всем, что оно утверждает; повиноваться как Божьему приказу во всем, чего оно требует; его надо принимать как Божье обетование во всем, что оно обещает.


3. Святой Дух, божественный Автор Писания, удостоверяет для нас его истинность Своим внутренним свидетельством и открывает наш ум к пониманию его смысла.


4. Будучи полностью и вербально дано Богом, Писание не содержит ошибок или погрешностей во всем своем учении: как в том, что оно говорит о спасительной Божьей благодати в жизни человека, так и в том, что оно утверждает о делах Господних в сотворении мира, о событиях мировой истории и о собственном литературном происхождении по воле Бога. 


5. Авторитет Писания неизбежно страдает, если эта полная божественная безошибочность как-либо ограничивается или не принимается во внимание, или соотносится с таким понятием об истине, которое противоречит библейскому; такие упущения ведут к серьезным потерям как для отдельного человека, так и для Церкви.


Формулировка доктрины с точки зрения лютеранского учения (Д.Т. Мюллер)



а) Богодухновение было не просто «вдохновением помыслов» (suggestion realis), равно как не «личным вдохновением» (inspiratio personalis), но вербальным вдохновением (suggestion verbalis, Verbal inspiration), то есть вдохновением, коим Святой Дух вселял (вдыхал) сами слова, которые святые писатели должны были запечатлеть. … 


б) Богодухновение было не только лишь божественною помощью, или направлением (assistentia, direction, gubernatio divinia), но фактической и действительной передачей всех слов (suggestion verborum), из которых состоит Святое Писание. Как в День Пятидесятницы Святой Дух милостиво «давал провещевать» Апостолам (Дн. 2:4), так же Он «давал провещевать», побуждая их к записыванию Слова Божия и увековечиванию его в Святом Писании. … 


в) Богодухновенность распространяется не только на какую-то часть Писания — например, на его основные учения, или на вопросы, ранее неизвестные святым писателям, — но на всю Библию (полное богодухновение). Данный факт доказывается словами: «Все Писание богодухновенно». (2 Тим. 2:3:16) Из этого утверждения мы формулируем аксиому: «Все, что является какой-либо частью Святого Писания, богодухновенно 


г) Поскольку Святое Писание является богодухновенным Словом Божиим, его совершенная непогрешимость во всех частях и в каждом утверждении a priori несомненна и определена, по причине непогрешимости божественного Автора. … Лютер пишет: Писание никогда не заблуждалось» (St.L., XV, 1481). И Калов: «Никаких ошибок, даже в несущественных вопросах, никаких неточностей, не говоря уже о неправде, не может быть во всех Писаниях» (Doctr.Theol., p. 49)… 

д) Наконец, богодухновенность Святого Писания включает в себя также божественное побуждение и поручение к написанию (impulsus et mandatum scribendi). … Говоря другими словами, Святые Писания были составлены не потому, что этого хотели люди, но потому, что этого хотел Бог».




См. также. У. Элвелл. Теологический энциклопедический словарь, "Библии, богодухновенность". с. 132-136. "Библия, ее непогрешимость и безошибочность". с. 139-144. М.: "Духовное возрождение", 2003.







10 ноября 2017. Природа Бога

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 10 ноября 2017: Природа Бога



При подготовки программы использовались материалы:

Питер Крифт, Рональд Тачелли, Справочник по христианской апологетике - Сотни ответов на самые важные вопросы. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. Глава №4. "Природа Бога".

У. Элвелл. Теологический энциклопедический словарь, М.: "Духовное возрождение", 2003. ("Бог, учение о Нем". с. 160-166.) 

27 октября 2017. 500 лет Реформации

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 27 октября 2017: 500 лет Реформации


РЕФОРМАЦИЯ

В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. (Рим. 1:17)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1-4)

потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, (Рим. 3:20-25)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. (Тит. 3:3-8)

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф. 2:8-10)

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны [к тому]. (2 Кор. 11:4)

22 сентября 2017. "Новые атеисты" и проблема зла.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 22 сентября 2017: "Новые атеисты" и проблема зла.




Нравственный аргумент и существования зла

Существование зла и существование Бога


Проблема формулируется следующим образом: Поскольку страдание и зло существуют, то логически невозможно, чтобы существовал Бог. Атеистам кажется что невозможно найти такого аргумента, который бы допускал этого. Атеисты утверждают, что страдание является эмпирическим доказательством того, что Бога не существует или что Его существование крайне маловероятно.

С другой стороны, позиция верующих людей заключается в том, что существование Бога логически не противоречит существованию зла и страданий.

Формулирование возможного логического противоречия: Как может существовать всемогущий и любящий Бог, если существует зло. Если Бог не может исключить зло из Своего творения, то Он не всемогущ, если же он не хочет удалить зло, то Он не любящий. Следовательно если Он любящий и всесильный, то как зло может существовать вообще? А если так, то как мы можем поклоняться такому Богу?

Для логического решения этой проблемы мы должны оценить следующие предпосылки атеистов:

  • Если Бог всемогущ, Он может сотворить любой мир, который пожелает
  • Если бог - любящий, то Он предпочтет мир без страданий
  • Получается, что страдание не должно существовать?

Но мы видим, и это логически следует из природы Бога, что Он создает только непротиворечивые миры. Например, мир, в котором одновременной у человека есть и отсутствует свобода воли - противоречив, как квадратный круг или женатый холостяк. Следовательно когда мы говорим, что Бог может создать любой мир, мы подразумеваем, что Бог может создать любой непротиворечивый мир.

Следовательно, атеистам нужно доказать невозможность создания существ со свободной волей. Потому что если Бог может сотворить мир с существами, наделенными свободной волей, то они могут выбрать зло вместо добра.

Как мы можем знать то, что если Бог любящий, то Он обязан исключить любые страдания или боль? Например, мы знаем на практике, что некоторые ограниченные страдания могут остановить еще большие, как то операция по удалению опухоли. Поэтому, если хотя бы теоретически возможно, что страдание может приводить к добру, то тогда нельзя совершенно его исключать из возможного мира.

Поэтому атеистам нужно сначала доказать, что нет никакой возможности зло обратить в добро, следовательно Бог не может создать мир в котором есть зло. Но даже в рамках нашей жизни мы видим, что Бог может обратить зло в добро, таким образом зло может существовать в сотворенном мире. Решение этой проблемы Фомой Аквинским (дело в том, что третья посылка очевидно не вытекает из вышестоящих предпосылок):

  1. Бог абсолютно совершен
  2. Бог творит только совершенные создания
  3. Одно из совершенств, данных Богом некоторым Его созданиям, есть способность совершать свободный выбор.
  4. Некоторые из этих созданий по своему свободному выбору творят зло.
  5. Таким образом, совершенное создание может порождать зло.

Таким образом, зло возникает из добра не прямо, но косвенно, через злоупотребление благим даром свободы. Свобода сама по себе не есть зло. Быть свободным — благо. Но вместе со свободой приходит возможность зла.

Теистический ответ на вопрос существования зла:

  • Бог сотворил всякую сущность
  • Зло не является сущностью, но является изъяном в сущности
  • Следовательно, Бог не сотворил зла.

Зло, это не просто отсутствие чего-либо, но отсутствие чего-либо, что должно иметься. Зло, таким образом, есть отсутствие какого-то блага, которое должно наличествовать. Зло является не реальной сущностью, а реальным изъяном в благих сущностях.

Отвечая на вопрос атеистов об этическом допущении зла нам нужно обратить внимание на три важные предпосылки:

  • На основании множества свидетельств существование Бога более чем правдоподобно и даже необходимо;
  • Поскольку решение о возможности или невозможности существования Бога опирается на знание, то когда утверждается, что Бога вероятно не существует, то нам важно уточнить, на какую информацию опирается оппонент;
  • Если скептик опирается только на вопрос существования зла в этом мире, но игнорирует все другие доказательства, то он принципиально ограничивает свой взгляд;
Мы не можем указывать Богу, что Ему следует или не следует делать, или утверждать, что человеку не за что страдать:

  • поскольку мы ограничены в пространстве и времени, то вряд ли можем увидеть все последствия наших действий;
  • Бог, в свою очередь, не имеет по определению этих ограничений, поэтому может объективно оценивать все последствия и решения;
  • То, что нам может казаться бессмысленным или несправедливым, но с большей перспективы это может иметь совершенно другие значения.
Христианство дает исчерпывающий ответ на вопрос о возможности сосуществования зла и всемогущего и любящего Бога.

  • Цель человеческой жизни на самом деле не в личном счастье, как если бы Бог держал у Себя любимых животных. Если кто-то считает, что цель человеческой жизни - личное счастье, то следовательно их Бог должен обеспечивать им такое материальное и духовное счастье;
  • Христианство учит о том, что цель человеческой жизни в познании Бога, которое начинается в этой жизни и не заканчивается в веке грядущем. Познание Бога есть наивысшее проявление человеческих способностей и целей;
  • Страдание может быть основание для пересмотра своих ценностей для самого человека или же для людей, окружающих его;
В христианстве страдание понимается не как бессмысленное мучение, но как повод обратиться к Богу, как возможность Бога достучаться до свободной души человека.

Но надо помнить, что даже страдание не может привести всех людей к Богу: (после Шестой трубы) “Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем”. (От. 9:20-21)

“Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли — это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир”. (К.С.Льюис, “Боль”)

  • Христианство учит, что человечество находится в состоянии восстания против Бога. В каком-то смысле мы ожидаем, что человек в состоянии войны против Бога не сохранит свое совершенство и будет совершать зло;
  • Божья цель восстановления отношений с человеком распространяется не только на эту жизнь (как бы ее сделать привлекательной) но простирается даже за границы смерти;

Апостол Павел, претерпевший побивание плетьми, поругания, изгнание, тюрьму и множество других лишений пишет о своих страданиях так: “Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4:16-18)

Господь говорит нам, что наша жизнь в страданиях - временна, но жизнь с Богом - вечна: “И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло”. (Откр.21:3,4)

Поэтому, если христианство есть истина, то это дает объяснение, как зло и Бог могут существовать одновременно

Но что делать с эмоциональной стороной вопроса страданий? Даже если мы решаем страдания с логической точки зрения, это все равно не дает нам успокоения души. На это Христос дает лучший ответ.

Мы должны помнить, что мы не одни. Что Бог любит и заботится о каждом из нас, Он знает каждого из нас по имени. Он никому не желает страдания и тем более смерти.

Иисус Христос есть не только наш искупитель, но Он, как истинный священник может сопереживать нам, потому что Сам испытал на Себе тяжкие страдания. Он был избиваем до полусмерти теми, кого желал спасти, Его пригвоздили ко кресту те, кого Он любил. “Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха”. (Евр.4:15)

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Фесс.4:13-14)


08 сентября 2017. Христианство в атеистическом мире.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 08 сентября 2017: Христианство в атеистическом мире

"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники [atheos - атеисты, безбожники] в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою". (Еф.2:10-13)

Передача подготовлена по материалам "Вестника ЦАИ"

Вестник ЦАИ 2012 #54
- Критический анализ аргументов «Нового атеизма». Гэри Р. Хабермас.
- Бог и «летающий макаронный монстр». Уильям Лэйн Крэйг.


Вестник ЦАИ 2011 #50
- Совет христианским апологетам
- «Великий Замысел» Стивена Хокинга с точки зрения христианства
- Вопрос-ответ. Позитивизм и существование Бога.