07 июля 2017. Пролог Евангелия от Иоанна и христологические ереси Движения Новой Эры.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 07 июля 2017: Пролог Евангелия от Иоанна и христологические ереси Движения Новой Эры.





(Иоан. 1:1-18)

1
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Бог и Слово едины по природе
2
Оно было в начале у Бога.
и существуют вечно
3
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть
Бог Слово есть Творец Вселенной
4
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Слово дает жизнь
5
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Слово есть свет и не равен тьме, непобедим тьмой
6
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Прославлен в пророках
7
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Спасение не через человека, а через Бога
8
Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
Человек, даже пророк, не может быть таким же Светом
9
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Свет истинный дает истинное знание Отца
10
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Слово есть Творец
11
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Жизнь с Богом зависит не от Знания а от принятия Бога
12
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Принимающий Бога становится своим Богу, но не равным Ему
13
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Наши желания не могут привести нас к Богу
14
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Слово воплотилось в Человеке
15
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
иисус был прежде любого человека, поскольку он есть Бог
16
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
Богатство Его милости достаточно для всех
17
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Он есть источник благодати освобождения от греха
18
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Только Иисус открывает нам Бога



Иисус Новой Эры

Кто становится последователем Новой Эры?
- искатели “истины” молодые люди
- духовные пилигримы, “жители Земли”, “новые люди”
- дети верующих родителей

Что они ищут в учении и практике Новой Эры
- духовне ответы на свои вопросы
- новые практики внутренней трансформации
- новые формы реальности
- свободное общение и мироощущение без границ
- освобождение от материальных оков, духовное раскрепощение
- новые знания, скрытые смыслы, высшее, объединяющее знание

Что они находят
- бесконечные вариации своих лидеров на всевозможные темы
- внутренняя трансформация или не работает с другими или настолько сложна, что для многих не достижима полностью и связана со сложными физическими или духовными практиками
- новые формы реальности на самом деле оказываются или мистическим экстазом, наркотическим бредом или обманом
- свободное общение не лишено никаких человеческих страстей, просто проходит по другим правилам, но заключено в те же жесткие рамки условности
- освобождение от материальных оков часто приводит к нищите и бродяжничеству, разрушает семьи и дружеские отношения
- новые знания на деле оказываются старой спутанной ложью, и никакие они не эзотерические, но давно известные всем банальные противоречивые суждения. Например, что “зло нужно победить в своем сердце, но на самом деле зла не существует” - так с чем же нам нужно бороться. Или если все мы являемся богами, не осознавшими своей божественности, то как мы дошли до жизни такой? А если у бога есть возможность так низко пасть, то какой смысл осозновать себя богом, ведь потом все равно все забудем опять? Или если реинкарнация - это прекрасный шанс выполнить свое предназначение, то почему она продолжается бесконечно? Значит и предназначение невозможно выполнить, т.к. бесконечность недостижима? А если реинкарнация конечна, то чем она фундаментально отличается от возможности одной жизни

Чего не получают последователи
- не получают духовной свободы
- получают бессмысленные навыки
- понимания своей природы и знания о Боге
- прощения грехов+вечной жизни
- запутываются в оккльтизме

Христианская Наука, Сайентистская церковь Христа, Научные Христиане
Принципы Христианской Науки сформулированы Мэри Беккер Эдди в 1866 году. Централизованная организация создана 12 апреля 1879 года в Бостоне, штат Массачусетс, США.

Бог — это безличный Вселенский Принцип (последователи учения могут использовать термины «Отец-Мать», «Божественная Любовь», «Безграничный Разум»). Бог — единственная реальность, вся материя иллюзорна. Троица — это Жизнь, Истина и Любовь, вера в традиционную христианскую Троицу — это многобожие.

Иисус был человеком, пророком, более всех других людей явившим в Себе Христа («Христос» — это не имя, а Божественная природа любви, жизни и истины, воплощением которой был Иисус). Он не был Богом и не воплощал в Себе полноту Бога, и Бог не может стать человеком или плотью. Он не страдал и не мог страдать за грехи людей. Материальная кровь Христа не могла никого спасти. Его непорочное зачатие, распятие, воскресение и вознесение имели своей целью подчеркнуть значение веры для постижения Жизни и нематериальности бытия. Он не вернется на землю в буквальном смысле.

Христадельфиане ("братья во Христе") Учение создано в 1840-х годах в США и Великобритании д-ром Джоном Томасом. После смерти основателя движение раскололось на несколько ветвей, наиболее крупными из которых сегодня являются «Центральная (измененная) община» и «Неизмененная община». Централизованного руководства нет, поместные общины автономны.

Триединство — языческая идея, перенесенная в христианство. Бог — одна-единственная Личность, Которая стремится проявить Своей характер и Свое существо в большой группе «могущенственных» людей, подобных Ему как по характеру, так и по природе. Всякое существование, включая и Бога, есть существование в физическом, телесном виде. Бог лично не вездесущ, но находится везде посредством Своего Духа.

Иисус физически не существовал до сверхъестественного зачатия во чреве Марии. До рождения Иисуса в уме Бога существовал «Логос» — идея (замысел) Христа. Лично Иисус Богом не был, но носил имя Бога и был единственным рожденным Сыном Бога. По причине Своего безукоризненного характера Иисус был отражением Бога во плоти. Он поступал и говорил так же, как это делал бы Бог, если бы Он был человеком. Поскольку Бог родил Его, а не просто создал из праха земли (как остальных людей), Иисус имел естественную склонность следовать путям Своего Отца Бога, хотя Его природа была такой же грешной и смертной, как у всех людей. Он хорошо понимал греховность Своей собственной природы и потому не хотел, чтобы люди хвалили Его лично. Иисус сознательно развивал в себе послушание Богу, победил грех и стал безупречным в результате правильного отношения к Своим страданиям.

Лично Христос не имел никаких грехов, но имел человеческую природу и нуждался в спасении от смерти. За то, что Христос принес в жертву Самого Себя, Бог дал Ему спасение. Следовательно, Иисус умер и за Свое собственное спасение.

Крест как символ распятия, вероятно, имеет языческое происхождение. Скорее всего, Христос умер с руками, поднятыми над головой, а не с распростертыми руками по форме креста.
Иисус не участвовал в сотворении мира. Он был первенцем, воскресшим из мертвых и получившим бессмертие, и истинные верующие будут следовать Его примеру при Его возвращении.

Термин теософия (др.-греч. «божественная мудрость») имеет несколько значений: 1. Философская система в неоплатонизме (II в. до н.э.), попытка примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанную на вечных истинах. 2. Богопознание через мистический опыт и мистические учения в христианстве (ХVI-XVIII вв.). 3. Часть философской системы В. Соловьева. 4. Учение Е.П. Блаватской и ее последователей: А. Безант, А. Бэйли, Ч. Ледбитера, Ч. Джинараджадасы, Ф. Хартмана, Д. Коутса, А. Каменской. По словам Блаватской, «теософия — суть всех религий и абсолютной истины, одна капля которой является основой каждого вероучения», она отбирает то хорошее, что находит в каждой религии и философии.

Теософия проповедует «единство всего во всем» и отвергает «идею личностного, внекосмического и антропоморфного Бога». Бог — это Абсолют, Сознание, «Вселенский Божественный Принцип, корень всего, из которого всё происходит и которым всё будет поглощено в конце великого цикла Бытия».

По представлениям Е. П. Блаватской, Иисус Христос верил в перевоплощение и делил свое учение на две части —экзотерическую, открытую для всех, и эзотерическую, доступную только посвященным: «Христос, или, во всяком случае, четвертое Евангелие, учит как реинкарнации, так и уничтожению личности, если только вы позабудете его мертвую букву и будете придерживаться эзотерического духа».Блаватская не признавала во Христе воплощения Бога, видя в Нем исключительно величайшего реформатора в истории человечества, учителя одного из наиболее возвышенных этических кодексов, неумолимого врага догматизма и слепого фанатизма.

Агни Йога, Учение Живой Этики. Основатели: художник и философ Николай Рерих и его жена Елена Рерих. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах.

"Ни философия Наша, ни сами Мы не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы... Мы верим в материю, как видимую природу, и в материю в ее незримости... в ее непрерывном движении, которое есть Жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать." (Чаша Востока. Письма Махатмы. Рига, 1925. С. 23, 32). "Что касается Бога, то раз никто, никогда и нигде не видел его, то если он или оно не есть самая сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, её энергия и движение, мы не можем рассматривать его как вечного, или бесконечного, или самосущего. Мы отказываемся принять существо или бытие, о котором мы абсолютно ничего не знаем; (a) ибо нет места ему при наличности материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны; (b) и если он или оно есть лишь часть этой материи, то нелепо утверждать, что он двигатель и правитель того, чего он сам представляет лишь зависящую частицу; (c) и если они скажут нам, что Бог есть самосущий, чистый дух, не зависящий от материи, — внекосмическое божество, — мы ответим, что, допуская возможность такой невозможности, то есть его существования, мы тем не менее утверждаем, что чисто нематериальный дух не может быть разумным, сознательным правителем, также не может обладать ни одним из качеств, которыми его наделяет теология, и, таким образом, подобный Бог становится снова лишь слепой силой." (Там же) Учение говорит о том, что в Космосе существует Иерархия Светлых Сил, уходящая в Беспредельность. К этой беспредельности принадлежат Великие Учителя человечества, Великие Души, они называют себя Старшими Братьями человечества. На протяжении всей истории Они многократно воплощались на Земле для оказания помощи ее человечеству. Наиболее почитаемыми рерихинцами воплощениями являются являются воплощения Будды и Христа (в их собственной интерпретации).

Иисус Христос - Один из Великих Учителей, Богочеловек, но не является Богом. "Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики", - считает Елена Рерих ("Письма" 1932-1955, с. 417). Христос не воскресал физически. "Конечно, Христос есть Путь Истины, есть в полном смысле Спаситель. Также и Предшественники Его среди других народов во все века назывались "Путем" и Спасителями. Все Они, указывая Путь праведный, Путь эволюции Духа, спасают человечество от ужаса и мрака невежества. Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны". (Письма 07.05.39)

Церковь объединения, Тхониль кёхве (кор.), Unification Church (англ.), Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, официальное название в России — «Церковь Объединения — христианство в изложении Божественного Принципа». Основатель Церкви Объединения Мун Сон Мён (1920-2012) является Мессией, Христом Второго Пришествия, человеком (не Богом), который достиг совершенства в наследовании любви Бога. Он является последним Мессией для всего человечества.

Согласно учению Муна, «Бог — Создатель всего, что есть в мире. Он — абсолютная реальность, вечное существо, являющееся причиной Самого Себя и пребывающее вне измерений времени и пространства». На ряду с этим определением «Божественный Принцип» рисует картину мироздания, исходя из метафизической концепции И-цзин («Книги перемен»), согласно которой основа Вселенной — это Великий Предел (Тай Цзи), дающий начало двум противоположным и дополняющим друг друга силам ян и инь, олицетворяющим мужское и женское начало. Церковь Объединения не признает Бога полностью всемогущим и всезнающим, поскольку Его сила ограничена собственной природой, космическими законами, а также способностью человека «корректировать» намеченные Богом цели. Его всеведение, как и Его всемогущество, определяются свободой воли человека. Богу известен ход истории в потенциале, однако события могут развиваться и против Его воли в случае отказа человека от сотрудничества с Ним. Ответ человека на божественную инициативу и его сотрудничество с Ним определяют эффективность действий Бога в истории: неверие человека искажает намерения Бога (как в случае с распятием Иисуса). Сам Мун описывает Бога как существо «с безрадостной судьбой», обделенную любовью жертву грехопадения «Бог словно заточен в тюрьму, из которой Он не в силах выбраться. По вине человека сатана отнял у всеведущего и всемогущего Бога, Творца Вселенной, идеальный мир любви, который Тот хотел построить… Бог обладает неограниченной свободой во всех отношениях, но незаконная любовь поставила Его в такие условия, где Он не в силах что-либо сделать».

Церковь Объединения отрицает полную божественность Иисуса: «С точки зрения „Божественного Принципа” Иисус действительно был человеком совершенной личности. Это означает, что Иисус на индивидуальном уровне стал по-настоящему един с Богом, познал сердце Бога, и разделил с Ним божественность», тем не менее, «Он ни в коей мере не является Самим Богом». Утверждается, что истинной целью прихода Иисуса на землю было установление Царства Божия. Он должен был исполнить эту миссию, женившись на совершенной женщине и произведя на свет совершенных детей, но люди отвергли его и распяли, тем самым воспрепятствовав построению им Божьего Царства на земле. Тем не менее, Иисус одержал победу над сатаной в своем распятии и воскрешении, что позволило ему заложить духовное основание для созидания христианской Церкви. Восстановление Божьего Царства на земле было отложено до Второго пришествия Христа, когда полное спасение будет дано третьим Адамом, Господом Второго пришествия.

Церковь последнего Завета, (ЦПЗ), Община Единой Веры, Учение Единой Веры. Летом 1991 года началась проповедь Единого Веры в уфологических обществах и клубах, в октябре 1994 года была зарегистрирована Община Единой Веры. 21 декабря 2000 года Церковь была перерегистрирована Минюстом РФ под названием «Церковь Последнего Завета», свидетельство № 575. Основатель: Виссарион (он же Учитель, Второе Возгарание, Слово Бога), в миру - Сергей Анатольевич Тороп, родился 14.01.1961, в Краснодаре. Год его рождения считается началом новой «Эпохи Рассвета»

Учение о едином Боге в трех Лицах полностью отвергается. Во Вселенной существует два источника. Единый (Абсолют) не обладает духовной тканью и в Нем не заключено ни добро, ни зло. Он является творцом материального бытия, он же является источником Духа Жизни, который питает планеты и других представителей Разума Вселенной. Второй - Отец Небесный (он же Отец душ человеческих и Сын Единого - Бог-Сын) есть источник Духа Святого и творец духовного закона по которому должно развиваться человечество. Последователи Виссариона должны верить в эти два начала, но поклоняться только Отцу Небесному. Обожествляется «Мать-Земля»

Иисус Христос не является Богом. Сведения о Нем неправильно были записаны Апостолами, а Его последователи неправильно поняли Его послание. Сейчас Виссарион, придя в нужное время, сам является вторым воплощение Иисуса Христа на земле (но не Богом) - Словом Отца Небесного

«Новое Мышление» (New Thought) — это свободное объединение религиозных групп, светских общественных организаций, писателей, философов, разделяющих убеждения об эффективности позитивного мышления, «законе притяжения», исцелении и творческой визуализации мысли.

 В основе «Нового Мышления» лежит учение транцендентализма, «наука об умственном исцелении» Ф.П. Куимби, элементы индуистского мировоззрения (благодаря трудам философа Р.У. Эмерсона и влиянию Свами Вивекананды, в 1893 году выступившего на первом Парламенте мировых религий) и философия прагматизма У. Джеймса. Кумби полагался на принцип «Христа внутри» или Божественную Мудрость, которая является руководством для духовного толкования Библии, и идею, что все причинно-следственные связи носят умственный и духовный характер, то есть «каждое явление, принимающее форму тела, прежде родилось в уме». Религиозные взгляды трансценденталистов, характерные для эпохи романтизма, отстаивали тождество души человека, мира и Бога, проповедовали духовное самосовершенствование и очищающую близость к природе, противопоставляя интуитивный духовный опыт учению традиционных церквей. «Новое Мышление» отделяет Иисуса от Христа. Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа: «Христос — полное воплощение Бога, от растения до ангела; от маленького человека до Вселенной во всех ее проявлениях. Христос в Человеке несет Вселенскую идею Сыновства, Совершенного Человека, такого, как должен пребывать в Божьем Разуме».

Общероссийское Общественное Движение содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси». Леонид Иванович Маслов (Председатель Движения), в прошлом ученый-физик. Движение «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 13 марта 2013 года. Единый Духовный Центр находится в г. Москве, управление Движением осуществляют восемь кураторов по федеральным округам России и Дальнему Зарубежью.

Миром управляет Высший Космический Разум, Творец, Отец Абсолют, Отец Небесный, Владыка всех Миров, Всевышний и Хозяин. Согласно «Откровениям», Высший Разум создал упорядоченную Систему, в которой «подчинение Гармонии есть необходимое условие Всего и Вся». Однако объём психической энергии, выделяемой людьми в Космос, спровоцировал дисбаланс: «...не конкретные действия человека опасны для Вселенной, для Вечности, а формирование “тёмных” мыслей, выделение отрицательной энергии, энергии злобы и разрушения нарушают энергетический баланс и Гармонию Вечности!». Желая предотвратить крах человечества, Создатель решил вмешаться и подготовить Избранника на роль Мессии, свет Любви которого укажет путь к спасению Души всем людям (диктовка от 09.09.06).

В «Откровениях» отрицается искупительная жертва Христа, потому что в тот период истории спасение людей не входило в планы Бога: «Спасителем назвали Христа люди, которым больное, воспалённое сознание (воображение) нашептало эти слова, ибо людям в то трудное время нужен был Спаситель» (диктовка от 07.12.05). Маслов отводит Христу роль Пророка, чья миссия была пробудить иудеев и «дать новое Толкование религиозных Основ и повести за собой стадо человеческое к праведности...» (01.02.05).

См. сайт GdeIstina.com
 

26 мая 2017. Как читать Библию и не впасть в ересь?

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 26 мая 2017: Как читать Библию и не впасть в ересь?



Как читать Библию и не впасть в ересь?

Вопрос для слушателей: “Были ли у вас ложные богословские мнения, которые были исправлены правильным толкованием?”
  • Здешние (жители Верии или Берии) были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деян.17:11)
  • А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:14-17)

Толкование, понимание смысла Писания может сильно отличаться от чтения ради личного назидания. Когда мы толкуем текст, для нас главной задачей становится вопрос авторского замысла текста. Когда мы читаем Писание ради личного назидания, то задаемся вопросом, что этот текст значит именно для меня, для моей жизни, для моей семьи.

Принцип Sola Scriptura — Священное Писание является единственным судьёй, нормой и правилом, согласно которому, как на пробном камне, надлежит испытывать и оценивать все догмы. (Формула Согласия 1-7)

Что означает «sola Scriptura»

“Sola Scriptura” означает, что все необходимое для нашего спасения и христианской жизни настолько ясно изложено в Библии, что верующие могут самостоятельно понять эти истины. Только Библия является фундаментом всего, во что мы верим, и стандартом для христианской жизни. Есть ли помимо Библии еще какая-нибудь Божья истина, которую нам необходимо знать, чтобы спастись? Нужен ли нам кто-либо, кто мог бы истолковать Библию прежде, чем мы уверуем в Бога и поверим Его Слову? Правильный ответ: «нет».

Что не может заменять Писание?

Человеческий разум, как и человеческая философия не могут быть главным источником, заменить или добавить что-то к Писанию. Естественное знание о Боге ограничено Законом и не знает ничего о Христе. Однако человеческий ум, как инструмент мы обязаны применять и использовать, потому что Бог открыл нам Свое слово, используя наш разум. “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.” (Иоан.5:39) Разум служит пониманию, но не властвует над ним.

Христианский опыт не должен становиться заменителем Слова Божьего. Наш плотский просвещенный разум никогда не должен становиться нормой веры или мерилом Слова.
“Писание вообще” или “Писание в целом” (по Шлейермахеру) не может служить оправданием никакого толкования. Определяя границы веры, мы должны иметь обоснования в конкретных текстах, и не ссылаться на “общее понимание” или “главную идею” или “истины Писания”, как нечто абстрактное. “Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям (1 Тим. 6:3-4)

Авторитет Церкви не может стоять выше Писания потому что Церковь - глашатай, посланник Слова Божьего, а не второй создатель. Господь предупреждает всех от подобных искажений такими словами: “но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”. (Матф.15:9) И “но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого”. (Мар.7:7-8)

Мы не отвергаем авторитет Церкви в практической христианской жизни, но говорим, что он должен подчиняться Писанию, чтобы не возгордиться и не встать на место Бога. “Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога”. (2 Фесс.2:3-4)

Личные откровения не могут заменить Писания, в каком бы благочестивом виде они не были бы нам представлены. “Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов”. (2 Фесс. 2:2)

Отцы древней Церкви об авторитете и достаточности Священного Писания:
  • «Святого и вдохновенного Писания достаточно, чтобы проповедовать истину» (Афанасий Великий)
  • «Эти канонические книги являются основой спасения, так что всякий, кто испытывает жажду, может придти и напиться словами истины, содержащейся в них. В них одних школа благочестия проповедует Евангелие. Пусть никто не отнимает и не прибавляет к ним». (Афанасий Великий)
  • «Что бы они ни доказывали, и откуда бы ни цитировали, мы должны, если мы Его овцы, слушать голос нашего Пастыря. Поэтому давайте искать церковь в священном каноническом Писании». (Августин, О единстве Церкви (De unitate ecclesiae), 3).
  • «Иисус Христос всем народам преподал точное и неизменное Правило веры, которому весь свет обязан верить»(Тертуллиан)
 Проблемы толкования.
  • Заранее сформированное мнение, предпосылка (конфессии или учителя) накладывают свой отпечаток на толкование
  • Существует множество переводов Библии и разные значения слов могут приводить к разному пониманию текста.
  • Разные герменевтические традиции толкования могут приводить к разным ответам.
 Проблемы толкователя.
  • Образование в вопросах текстологии, экзегетики и герменевтики.
  • Отсутствие необходимых источников, литературы
  • Личные предпочтения, желание выделиться, впечатлить других
  • Лень, поверхностное знание
 Решение проблемы толкования
  • Заранее сформированное конфессиональное мнение
  • Надо понимать, что существование какого-то богословского мнения до того, как мы начинаем толковать какой-то отрывок не является ошибкой. Мы, люди, не способны рассуждать о чем-то совершенно отвлеченно и поэтому наша задача не отказываться от любого мировоззрения до толкования, но научиться управлять этим мировоззрением с помощью текста Библии
  • Первоначально надо хорошо знать то конфессиональное учение в котором вы находитесь, иначе вы не знаете с чем спорите или с чем соглашаетесь
  • Очень часто толкователь видит для себя проблему, которая была уже давно решена в истории Церкви, поэтому необходимо познакомиться с историей толкования того или иного вопроса.
 Различные переводы

а) Важно иметь несколько переводов, если вы не читаете свободно на греческом и иврите. Но, в любом случае, знание древних языков никогда не помешает для толкования
б) Необходимо знать особенности переводов, что вы используете.
  • Церковно-славянский перевод - Библию начали переводить еще Кирилл и Мефодий (например, Остромирово Евангелие XI в.). Вплоть до XVIII века славянский перевод постоянно уточнялся и исправлялся: вышедшие из обихода и ставшие непонятными слова заменялись новыми, существующие версии сравнивались с более авторитетными греческими рукописями. Церковно-Славянская Библия, которую сегодня читают за богослужением в православной церкви, называется иногда Елизаветинской, т.к. свою окончательную форму она приобрела в царствование Елизаветы Петровны в XVIII веке. Ее текст, конечно, заметно отличается от кирилло-мефодиевских переводов.
  • Синодальный перевод - Перевод книг Ветхого Завета осуществлялся с иврита (масоретского текста) с некоторым учётом Септуагинты и церковнославянского текста. Перевод Нового Завета был выполнен с греческого оригинала по изданию Эльзивиров, известному как Textus Receptus с некоторым учётом данных известных к тому времени рукописей (прежде всего в тех случаях, когда ими подтверждались расхождения церковнославянского текста с Textus Receptus).
  • Textus Receptus (общепринятый текст) — тип греческого текста Нового Завета, отражённый в печатных изданиях XVI—XVII веков и основанный на поздних рукописях византийского типа текста, с небольшими разночтениями Кесарийского типа текста, Вульгаты и западного типа текста. Он не является классическим византийским текстом и иногда ошибочно называется «текстом большинства». На основе Textus Receptus были сделаны европейские переводы Нового Завета XVI—XIX в., а также синодальный перевод на русский язык.
  • Византийский тип текста (также называемый текстом большинства, традиционным, церковным, константинопольским, антиохийским или сирийским) Византийский тип текста представляет собой смешанный текст, образовавшийся в результате исправлений редактора или группы редакторов IV века и привезённый затем в Константинополь, откуда и распространившийся по всей Византийской империи. Как ранее Гризбах, Хорт и Весткот называют представителями этого текста кодекс А (в Евангелиях), поздние унциальные и большое количество минускульных рукописей, а Textus Receptus является позднейшей формой сирийского типа текста.
  • Редакция Бернарда Гёце - В 1939 году, за два месяца до начала Второй мировой войны, в Варшаве пастор Бернард Гёце издал обновлённый текст Синодального перевода с приложением Библейского указателя и примечаниями. В издании была сохранена дореволюционная орфография за исключением буквы «ъ» (ради экономии места), но переведены на современный русский язык отдельные церковнославянские слова: «сей» — этот, «пакибытие» — новая жизнь и тому подобное, а также «соответственно изданиям Библии на других языках» добавлены подзаголовки и ссылки на параллельные места. Сам переводчик не считал издание новым переводом: говоря о «новой обработке», он ставил на первое место лёгкий для чтения шрифт, и лишь затем упоминал: «Речь не шла о новом переводе Библии, мы изменили только несколько устаревших выражений».
  • РБО - В составе настоящего издания Библии публикуется современный перевод Ветхого Завета, который Российское Библейское Общество осуществило в 1996 - 2010 гг. трудами М. Г. Селезнева, а также В. Ю. Вдовикова, А. Э. Графова, А. С. Десницкого, Л. Е. Когана, Л. В. Маневича, Е. Б. Рашковского, Е. Б. Смагиной, С. В. Тищенко, Я. Д. Эйделькинда. Он был сделан с текста древнееврейского оригинала, представленного в общепризнанном научном издании Biblia Hebraica Stuttgartensia, 1990 (Масоретский текст). В особо трудных для понимания местах переводчики и научные редакторы следовали наиболее авторитетным и надежным реконструкциям современной ветхозаветной текстологии. Также в составе данного издания Библии публикуется современный перевод Нового Завета, осуществленный трудами В. Н. Кузнецовой. Он был начат по инициативе и при непосредственном участии протоиерея Александра Меня в середине 1980-х годов и продолжен Российским Библейским Обществом. Перевод был сделан с текста древнегреческого оригинала, представленного в наиболее авторитетном научном издании The Greek New Testament (Новый Завет Нестле-Аланда, 1983, 1993).
  • Перевод Заокской Академии под редакцией Кулакова - 2015
    • Лк. 23:43 в Синод.: И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
    • НЗК: «И ответил ему Иисус: “Заверяю тебя сегодня будешь со Мной в раю”»
    • Другое место, где прикровенно говорится о сошествии Христа во ад и, следовательно, о загробной жизни – Еф. 4:9 – в НЗК выглядит так: «А что означает “поднялся”, как не то, что Он “нисходил”, был и в самом низу, на самой земле?»
    • Синод.: А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
    • 3 Цар. 17:21-22 в НЗК: Трижды простирался он над телом ребенка и взывал при этом к Господу: «”Прошу Тебя, Господи, Боже мой, верни дыхание жизни в тело ребенка!” Господь услышал молитву Илии, и ребенок задышал и ожил.
    • Синод.: И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
    • Так, Деян. 20:7 в Синод. выглядит так: В первый же день недели [ἐν δὲ τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων], когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
    • Перевод Нового Завета М.П. Кулакова 2000 года: «В субботу вечером [ἐν δὲ τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων], когда мы собрались для преломления хлеба, Павел, который готовился на следующий день отправиться в путь, начал беседу, которая продлилась до полуночи» (при этом к данному стиху имелось примечание: «Или: в воскресенье вечером; букв.: один (день после) субботы / недели»).
Экзегетика
  • Ясное прочтение текста (многократное), разбиение текста на смысловые участки. Составление плана книги или послания.
  • Выяснение исторических особенностей, сопровождавших написание этого текста.
  • Литературные особенности текста: повествование, притча, апокалиптическая литература. Выделите неясные для вас участки текста, слова.
  • Попытка определить главные мысли текста, зачем был написан выбранный текст, как об этом пишет автор, какие акценты он расставляет.
  • Исходя из проделанных шагов, попытайтесь понять богословское предназначение текста. Зачем именно этот текст был написан именно той аудитории. Есть ли в этом тексте универсальное послание для всех верующих, заповедь, предостережение о грехе и т.д. 
  • Подумайте, какие вы можете сделать выводы для себя, исходя из этого текста.

Чтобы избежать искажений, мы перечисляем здесь восемь наиболее общих ошибок толкования, которые люди совершают, ища ответы в Библии.
  •  Аллегоризация Вместо того, чтобы сконцентрироваться на ясном значении, люди придают тексту другое значение, выходящее за рамки самого текста. В Писании есть аллегорические части (напр., Иезекииль 23 или части Откровения), но ни одна из аллегорий в Писании не является простым повествованием.
  • Отделение от контекста. Игнорируя исторический и литературный контекст, а часто и отдельное повествование, люди концентрируются только на небольших отрывках и упускают ключи к толкованию. Если вы достаточно деконтекстуализируете (лишаете контекста), вы можете сделать так, что почти любая часть Писания будет говорить то, что вы хотите.
  • Избирательность. Это аналогия отделения от контекста. Она включает в себя выхватывание и выбор специфических слов и фраз, на которых нужно сконцентрироваться, игнорируя все остальные и общий охват изучаемого отрывка. Вместо сочетания частей и целого, избирательность игнорирует некоторые части и все целое.
  • Ложное сочетание. Такой подход сочетает элементы оттуда и отсюда в отрывке и составляет суть из этой комбинации, даже если сами эти элементы не связаны впрямую в отрывке. Экстремальный пример этому – слишком частой общей толковательной ошибке – вывод, что настоящие враги находятся в церкви, а не вне ее, так как в 22 Псалме Давид говорит, что будет обитать в доме Божием вечно, и что Бог приготовил ему трапезу в виду врагов его. (Враги, следовательно, должны быть в доме Господнем вместе с Давидом, а иначе он не мог бы быть в их присутствии).
  • Переопределение. Когда четкое значение текста оставляет людей равнодушными, не давая моментального духовного восторга, или говорит то, что они не хотят слышать, они часто поддаются искушению переменить значение, чтобы оно означало нечто иное. Например, они берут слова Иисуса богатые…”и Горе вам когда все люди будут говорить о вас хорошо…”(Лк. 6,24 и 26) и меняют их на “Горе вам, кто любит деньги настолько, что вы отвергли свою веру в Бога”, и “Горе вам, кто стал атеистами, чтобы получить дешевую похвалу мирских язычников”. Т.е. эти высказывания переопределены так, что стали более узкими и не являются большей угрозой для тех, кто переопределил их.
  • В неканоническое основание. С помощью использования особого внешнего ключа к Писанию, обычно некоторых доктрин или книги, которая якобы раскрывает библейские истины, не понимаемые иначе, люди полагают, что могут раскрыть тайны Библии. Культы обычно работают на основе определенного внеканонического авторитета, расценивая Библию как серию загадок, для решения которых нужно обладать специальными знаниями.
  • Морализаторство. Это предполагает, что из любой библейской истории могут быть извлечены принципы для реальной жизни. В конце каждого отдельного рассказа такой читатель задает вопрос: «Какова мораль этой истории?» Например, какую мораль можно извлечь из бедственного положения израильского народа в течении всего их рабства в Египте. Но смысл здесь состоит в том, что при подобном рассуждении игнорируется факт, что данная история была написана, чтобы показать процесс Божьего искупления, а не проиллюстрировать какие-то конкретные принципы для нас. Это исторический рассказ, а не поучительная история.
  • Персональный перенос. Так же известно, как индивидуализация, когда Писание читается таким образом, что какие-либо его части или все оно применяется к вам или вашей группе таким образом, как оно не применяется больше ни к кому другому. Людям свойственно концентрироваться только на себе, даже когда они читают Библию. Когда вся картина истории Божьего искупления не удовлетворяет их, то они могут молиться, чтобы найти в этом что-то, что удовлетворяло бы их личные нужды, потребности или проблемы. Они могут забыть, что все части Библии принадлежат всем, а не только им одним. Примером индивидуализации может быть: «История с говорящей ослицей Валаама напоминает мне, что я говорю слишком много» или «История строительства Божьего храма дана для того, чтобы сказать, что мы должны строить новое церковное здание».
  • Неправомерное соединение элементов текста. При этом подходе соединяют взятые из разных мест элементы текста и указывают на их соотношение друг с другом, хотя в самом тексте прямой связи между этими элементами нет.

Возможно, самое полезное из всех предостережений, которые мы можем высказать относительно чтения и изучения повествований, звучит так: не торопитесь применять на себя прочитанное в Библии. Ни одно библейское повествование не было написано специально для вас. (Гордон Д. Фи, Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. "Виссон", СПб, 2016. с. 146-149.)


12 мая 2017. Обзор литературы по христианской апологетике

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 12 мая 2017: Обзор литературы по христианской апологетике


Рекомендуемая литература по христианской апологетике

  1. Гайслер, Норман. Энциклопедия Христианской апологетики. "Библия для всех", СПб., 2009
  2. Головин, Сергей. Введение в систематическую апологетику. 3-е издание. «Книгоноша», Киев, 2016
  3. Дэвис, С. Бог, разум и теистические доказательства. “Наука — Восточная литература”. М. 2016
  4. Крейг, Уильям, Морленд, Джеймс. Новое естественное богословие. ББИ. М., 2014
  5. Коллинз Фрэнсис. Доказательства Бога. Аргументы ученого. АНФ, М.. 2009
  6. Крифт, Питер, Тачелли, Рональд. Справочник по христианской апологетике. Дайпи. 2011
  7. Куреши, Н. В поисках Бога. “Гйоль”, С-Петербург, 2017
  8. Литтл, Брюс. Бог и бессмысленное зло. ДАЙПИ, 2008
  9. Лушников, Дмитрий. Основное богословие. Учебное пособие. СПбДА, СПб., 2015
  10. Льюис, Клайв. Просто христианство. Бог под судом. "Гендальф", М.. 1994
  11. Макдауэлл, Д. Свидетельства достоверности Библии. Повод к размышлениям и основание для принятия решения. “Библия для всех”, 2003
  12. Мизи, Т., Хабермас, Г. Зачем верить? Бог есть! Еще раз о Боге и христианстве. "Христианский научно-апологетический центр", Симферополь. 1998.
  13. Морленд, Джеймс. Гипотеза творения. Научные свидетельства в пользу Разумного Создателя. "Христианский научно-апологетический центр", Симферополь. 2000
  14. Райт, Норман.. Воскресение Сына Божьего. ББИ, М.. 2011
  15. Рей, Майкл, Мюррей, Майкл. Введение в философию религии. ББИ, М.. 2011
  16. Сайр, Джеймс. Зачем вообще во что-то верить? "Христианский научно-апологетический центр", Симферополь. 2002.
  17. Хабермас, Гарри. Исторический Иисус. ДАЙПИ, 2012
  18. Хувер, Арли. Дорогой Агнос. Письма агностику в защиту христианства. "Протестант", М., 1993

28 апреля 2017. Свидетельства воскресения Иисуса Христа

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 28 апреля 2017: Свидетельства воскресения Иисуса Христа


СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
  1. Важность физического воскресения Христа для христианской веры
  2. Пророческие обещания Самого Христа о Своем воскресении
    1. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Матф.16:21)
    2. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. (Матф.20:18,19)
    3. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. (Иоан.2:18-23)
  3. Свидетельства нехристианских авторов
    1. в 64 году Р. Х., римский историк Тацит писал: "Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице…"
    2. "Testimonium Flavianum" ("Свидетельство Флавия"), сказано: "Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он… творил удивительные дела… Это был Христос. Когда Пилат…осудил Его на распятие, те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались Ему верны. На третий день Он сам явился… им живой… И… поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени". (Цит. по: Иосиф Флавий, "Иудейские древности", перевод Г. Г. Генкеля, т. 2, СПб, 1990).
    3. Лукиан из Самосаты был греческим сатириком II века. В одной из своих работ он так описывает ранних христиан: "христиане… поклонялись человеку, который был распят в Палестине за то, что ввел в мир этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу после того, как они преступили раз и навсегда тем, что отвергли греческих богов и поклонялись этому самому распятому софисту, живя по его законам…" (Цит. по: "Мир Нового Завета". Мерилл К. Тенни, International Correspondence Institute).
    4. В Вавилонском Талмуде, собрании еврейских раввинистических писаний, составлявшемся приблизительно между 70-500 гг. от Р.Х: "В канун Пасхи повесили Иешу. И за сорок дней провозгласили, что его должны побить камнями за то, что он занимался колдовством и соблазнил Израиль…" (Цит. по: Талмуд. Мишна и Тосефта. Критический перевод Н.Переферковича, Т.1-6, СПб, 1902г.)
  4. Свидетельства ранних отцов Церкви - нет ни одного исторического свидетельства, которое говорило бы об обратном
    1. Поликарп (ок 110 г.) “претерпел смерть за наши грехи и Бог Его воскресил”
    2. Иустин Мученик (100-165 г.)
    3. Тертулиан (160-220 г.)
    4. Евсевий Кесарийский - история Церкви
  5. Ложные теории о Воскресении
    1. Христос не умирал на кресте или это был не Христос, или это легенда, которая стала объектом веры *(Атеисты, Новая Эра, Ислам)
    2. Обморок
    3. Кража тела учениками
    4. Тело Христа перепутали, а Его сбросили в ров с остальными разбойниками
    5. Массовые галлюцинации у экзальтированных учеников
    6. Ученики пришли к чужой гробнице
    7. Фальсификация всей истории о казни, смерти и воскресении Самим Христом
  6. Достоверность описания казни, смерти и воскресения
    1. На кресте был именно Иисус
    2. Казнь совершалась публично
    3. Иисус был мертв уже тогда, когда стражник проткнул Ему бок
    4. Иисуса положили в гроб Иосифа Аримофейского, а не в неизвестное никому место
    5. Погребение было совершено над умершим человеком и не могло дать даже шанса на быстрое самоизлечение
    6. Запечатанный камень у входа - свидетельство страха властей перед Христом
    7. Римская стража поставлена у гроба т.к. посчитали, что печати недостаточно
    8. Ученики разбежались, укрылись в горнице и были в страхе
    9. Свидетельство пустого гроба - очевидно для всех
    10. Многочисленные свидетели воскресения, начиная с женщин
    11. Вторичные свидетели воскресения: Стефан, Павел, Иоанн на Патмосе
    12. Свидетельство роста Церкви именно после и по причине воскресения своего основателя
    13. Свидетельство верности Его учеников даже до самой смерти, чему они научили и других
    14. Преображенные жизни миллионов людей
Дополнительная литература:
  • Макдауэлл, Д. Свидетельства достоверности Библии. Повод к размышлениям и основание для принятия решения. “Библия для всех”, 2003
  • Райт, Норман.. Воскресение Сына Божьего. ББИ, М.. 2011