24 ноября 2017. Библия, как Слово Божье.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 24 ноября 2017: Библия, как Слово Божье

Непогрешимость Библии


У.Л.Крэйг: Непогрешимость Писания – это не индуктивная, но дедуктивная вера. Она основана не на том, что в Библии не спорных мест, но на словах Христа о том, что Библия есть слово Божье.

Бог открывает Себя в общем и частном откровении по-разному.
  • Общее откровение может открыть нам существование и характер Бога. (Рим. 1:20; Дн. 14:16-17)
  • Частное откровение открывает нам волю Бога в отношении человека и путь его спасения.

Но что такое частное, особое или сверхъестественное откровение?

Мы все знаем, что таковым является Слово Божье – и это совершенно верно.

Давайте обратим внимание на Пролог Евангелия от Иоанна.

Христос есть Слово Божие

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоан.1:1)
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14)
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)

Видение Иоанном Христа в Откровении

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. (Откр.19:11)
[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". (Откр.19:13)

Таким образом мы видим, что высшее откровение Бога есть Его Слово, т.е. Сам Иисус Христос.

Господь есть Истина и все то, что Он указывает нам, есть Истина, т.е. Слово Божие:

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, (Лук.5:1)

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (Лук.8:21)

Слово Божье было передано людям через пророков в Ветхом Завете, о чем свидетельствует Иисус:

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. (Иоан.5:39)

и не может нарушиться Писание (Иоан.10:35)

Иисус Христос говорит о том, что Святой Дух научит апостолов всему чему Он Сам учил их:

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Иоан. 14:26)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. (Иоан. 15:26-27)

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. (Иоан.16:13)

Апостолы, как продолжатели людей Божьих, будучи свидетелями жизни Слова Божьего на земле несли это Слово другим людям, поэтому их проповедь ассоциировалась со Словом Божиим:

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих. (1 Фесс. 2:13)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, (Гал. 1:11-13)

Апостол Петр называет Писания - вернейшим “пророческим словом”, которое изрекается по действием Духа Святого:

 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2 Петр. 1:19-21)

Строго говоря, различия между учением Христа и Апостолов нет. Ибо когда Христос дал Апостолам власть проповедовать Евангелие Он ясно добавил:

Уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20).
Дух Святой научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин. 14:26)
Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне. (2 Кор. 13:3)
Итак мы - посланники от имени Христова. (2 Кор. 5:20)
спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? (Евр. 2:3-4)

Поэтому, слова Христа и апостолов были записаны и приравнены к Писанию:

и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. (2 Пет. 3:15-16)

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16)

В послеапостольский период писания самих апостолов однозначно, как Слово Божие

Ириней Лионский, ок. 130-202. Тогда Апостолы прежде проповедовали Евангелие, но позднее, по воле Божией, они передали нам его в Писании, чтобы оно было основанием и столпом веры (Кн. 3, гл. 1)

Афанасий Великий ок. 295—373гг. Ибо как святых и богодухновенных Писаний достаточно к изъяснению истины, так и блаженными нашими Учителями сочинены об этом многия книги. (Слово на язычников)

Иоанн Златоуст, 347-407гг. Мы не должны бы испытывать потребности в помощи Писаний, но нам следует являть жизнь столь чистую во всех отношениях, чтобы мы могли пользоваться вместо книг благодатью Святого Духа. Но поскольку мы лишены этой благодати, то передадим наш разум иному способу управления. Бог говорил к патриархам не через Писания, но лично, ибо Он находил их сердца чистыми. Но после того как весь еврейский народ впал в глубочайшее развращение, евреям вынужденно были даны Писания, Скрижали и назидание, переданное через эти средства. И мы видим, что это произошло не только с ветхозаветными святыми, но также и при Новом Завете. Ибо Христос не передал Апостолам Писаний, но вместо этого обещал, что дарует им благодать Святого Духа. А о том, что этот дар гораздо лучший [чем писания], засвидетельствовали Иеремия в гл. 31:33 и Павел во 2 Кор. 3:3. Но поскольку со временем [люди] стали соблазняться, одни в области догматов, другие - через ослабление благочестия, письменное назидание вновь стало необходимо. (Беседа 1 на Матфея)

Златоуст. Если мы, утратив свое первоначальное достоинство, не хотим воспользоваться вторым средством нашего спасения, но презираем небесные Писания, словно бы они были даны нам бесцельно и напрасно, - это ужасающее безумие. (там же.)

Августин Гиппонский, 354-430гг. Град Божий верует святым Писаниям, как ветхим, так и новым, которые мы называем каноническими. Через них рождается вера, которою живет праведный, по которой мы и ходим не колеблясь, пока пребываем вдали от Господа. (Град Божий, кн. 19, гл. 18)

Иероним Стридонский, 342-420гг. Господь будет говорить в Писании о народах и князьях, которые были в нем. Как Господь будет говорить? Не словом, но Писанием. В каком Писании? В [Писании] для людей, то есть в Святом Писании, которое читают все народы, чтобы они могли понять его. Платон писал не для народов, а для нескольких людей, ибо едва ли три человека могли понять его. Однако эти [люди], то есть князья Христовы, писали не для немногих, но для всех людей, не для того чтобы немногие, но, чтобы все могли понять [написанное]. Он также сказал в Писании о князьях, то есть об Апостолах и Евангелистах, о тех, кто были в нем. Вот что он сказал - "которые были", а не "которые суть", дабы все сказанное после Апостолов было отсечено и не имело власти. Посему, как бы кто-либо ни был свят и красноречив после Апостолов, он не имеет никакой власти. Ибо Господь провозгласил в Писании о народах и о князьях, о тех, которые были в нем» (Комментария на Пс. 86)

Итак, учение Христа и послание Бога человеку было передано людям через пророков и апостолов, записано в книгах и сохранено в Церкви.

  1. Библия однозначно проявляет себя, как Слово Божие в том, что в ней написано, и зачем она написана
  2. Закон, изложенный в Библии указывает на свое нечеловеческое происхождение. Все книги Библии проявляют единство в изложении и понимании этого Закона.
  3. Написана божьими пророками, вдохновляемыми Богом, которые являли миру волю Божью, что доказывалось, в частности, исполнением пророчеств.
  4. Точность Писания подтверждается его исторической достоверностью.
  5. Писание проявляет уникальное единство смыслов, целей и значений. Сам Господь говорит о том, что все Писание свидетельствует о Нем. Центром Писания является приход Мессии и спасение человечества.
  6. Иисус Христос, воскресший из мертвых Господь, однозначно свидетельствовал о том, что Писание есть богодухновенное Слово Божие.
  7. Апостолы считали, что они приняли Слово Божие от Самого Спасителя и поэтому передавали его всей Церкви.
  8. Ее текст совершеннейшим образом сохранен и достоверен, а само влияние Библии на цивилизацию непревзойденно.



Чикагское заявление о безошибочности Библии 



Примечание: Международный совет по безошибочности Библии (International Council on Biblical Inerrancy) был организован в 1977 году, чтобы противостоять нападкам на авторитет Писания. Совет составил три важных документа: (1) «Чикагское заявление о безошибочности Библии», (2) «Чикагское заявление о библейской герменевтике» и (3) «Чикагское заявление о применении Библии». «Чикагское заявление о безошибочности Библии» было составлено в 1978 году и подписано почти тремястами евангельскими лидерами из разных стран. Цель этого «Заявления» – дать точное определение понятия безошибочности и объяснить его применение в церкви. Оно остается стандартным изложением учения о безошибочности Писания. Список подписавшихся см. здесь


Предисловие 



Авторитет Писания является основополагающим для христианской Церкви в наше время, как и всегда. Те, кто исповедует веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, призывают свою паству смотреть на окружающий мир взглядом смиренным и полным веры в необходимость послушания Слову Божьему. Отступить от Писания в вопросах вероучения или поведения есть предательство по отношению к нашему Господу. Признание стопроцентной истинности и достоверности Священного Писания совершенно необходимо для того, чтобы верно понимать и адекватно исповедовать его авторитет. 


Нижеследующее заявление еще раз утверждает безошибочность Писания, проясняя наше понимание этой доктрины и предостерегая против ее отрицания. Мы убеждены, что отрицать ее – значит пренебрегать свидетельством Иисуса Христа и Святого Духа, а также отказываться от послушания Слову самого Бога, каковое послушание должно отличать истинную христианскую веру. Мы считаем своей насущной обязанностью сделать это заявление, так как видим отступления от истины о безошибочности Писания среди наших собратьев-христиан и непонимание этой доктрины во всем мире. 


Данное заявление состоит из трех частей: краткого изложения, статей утверждения и отрицания, а также дополнительных пояснений. Оно было подготовлено на трехдневном совещании в Чикаго. Те, кто подписал краткое изложение заявления и сопроводительные статьи, хотели бы подтвердить свою убежденность в непогрешимости Писания, поддержать друг друга и лишний раз призвать всех христиан ценить эту доктрину и возрастать в ее понимании. Мы признаем, что документ, подготовленный во время короткой, хотя и насыщенной, конференции, не может быть исчерпывающим. Поэтому мы не предполагаем, что настоящее заявление приобретет статус вероучительной догмы. Однако мы рады, что в ходе дискуссий наши собственные убеждения стали более глубокими. Мы молимся о том, чтобы подписанное нами заявление послужило новой реформации Церкви, ее веры, деятельности и миссии, во славу нашего Бога. 


Мы предлагаем это заявление не в духе спора, а в духе смирения и любви. И именно такой настрой мы надеемся с Божьей помощью сохранять в любых последующих диалогах, которые возникнут в результате публикации данного документа. Мы с радостью признаем, что многие из тех, кто отрицает безошибочность Писания, не проявляют последствий этого отрицания в своем поведении или в других верованиях. Мы также сознаем, что сами, исповедуя эту доктрину в теории, мы зачастую отрицаем ее на практике тем, что не подчиняем свои мысли и дела, традиции и обычаи божественному Слову как должно.

Мы приглашаем к дискуссии всех, кто увидит необходимость изменить положения настоящего заявления о Писании в свете самого Писания, чей непогрешимый авторитет мы признаем над собой. Мы не претендуем на непогрешимость нашего личного свидетельства, поэтому будем благодарны за любую помощь, которая будет содействовать укреплению нашего свидетельства о Слове Божьем. 


– Редакционная комиссия 

Краткое изложение 



1. Бог, Который Сам есть Истина и говорит только истину, вдохновил Священное Писание, чтобы посредством него открыть Себя заблудшему человечеству через Иисуса Христа как Творец и Господь, Искупитель и Судья. Священное Писание есть свидетельство Бога о Самом Себе.


2. Священное Писание, которое есть Слово самого Бога, написанное людьми, подготовленными и руководимыми Его Духом, обладает непогрешимым божественным авторитетом во всех вопросах, которые в нем затрагиваются: ему надо верить как Божьему наставлению во всем, что оно утверждает; повиноваться как Божьему приказу во всем, чего оно требует; его надо принимать как Божье обетование во всем, что оно обещает.


3. Святой Дух, божественный Автор Писания, удостоверяет для нас его истинность Своим внутренним свидетельством и открывает наш ум к пониманию его смысла.


4. Будучи полностью и вербально дано Богом, Писание не содержит ошибок или погрешностей во всем своем учении: как в том, что оно говорит о спасительной Божьей благодати в жизни человека, так и в том, что оно утверждает о делах Господних в сотворении мира, о событиях мировой истории и о собственном литературном происхождении по воле Бога. 


5. Авторитет Писания неизбежно страдает, если эта полная божественная безошибочность как-либо ограничивается или не принимается во внимание, или соотносится с таким понятием об истине, которое противоречит библейскому; такие упущения ведут к серьезным потерям как для отдельного человека, так и для Церкви.


Формулировка доктрины с точки зрения лютеранского учения (Д.Т. Мюллер)



а) Богодухновение было не просто «вдохновением помыслов» (suggestion realis), равно как не «личным вдохновением» (inspiratio personalis), но вербальным вдохновением (suggestion verbalis, Verbal inspiration), то есть вдохновением, коим Святой Дух вселял (вдыхал) сами слова, которые святые писатели должны были запечатлеть. … 


б) Богодухновение было не только лишь божественною помощью, или направлением (assistentia, direction, gubernatio divinia), но фактической и действительной передачей всех слов (suggestion verborum), из которых состоит Святое Писание. Как в День Пятидесятницы Святой Дух милостиво «давал провещевать» Апостолам (Дн. 2:4), так же Он «давал провещевать», побуждая их к записыванию Слова Божия и увековечиванию его в Святом Писании. … 


в) Богодухновенность распространяется не только на какую-то часть Писания — например, на его основные учения, или на вопросы, ранее неизвестные святым писателям, — но на всю Библию (полное богодухновение). Данный факт доказывается словами: «Все Писание богодухновенно». (2 Тим. 2:3:16) Из этого утверждения мы формулируем аксиому: «Все, что является какой-либо частью Святого Писания, богодухновенно 


г) Поскольку Святое Писание является богодухновенным Словом Божиим, его совершенная непогрешимость во всех частях и в каждом утверждении a priori несомненна и определена, по причине непогрешимости божественного Автора. … Лютер пишет: Писание никогда не заблуждалось» (St.L., XV, 1481). И Калов: «Никаких ошибок, даже в несущественных вопросах, никаких неточностей, не говоря уже о неправде, не может быть во всех Писаниях» (Doctr.Theol., p. 49)… 

д) Наконец, богодухновенность Святого Писания включает в себя также божественное побуждение и поручение к написанию (impulsus et mandatum scribendi). … Говоря другими словами, Святые Писания были составлены не потому, что этого хотели люди, но потому, что этого хотел Бог».




См. также. У. Элвелл. Теологический энциклопедический словарь, "Библии, богодухновенность". с. 132-136. "Библия, ее непогрешимость и безошибочность". с. 139-144. М.: "Духовное возрождение", 2003.







10 ноября 2017. Природа Бога

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 10 ноября 2017: Природа Бога



При подготовки программы использовались материалы:

Питер Крифт, Рональд Тачелли, Справочник по христианской апологетике - Сотни ответов на самые важные вопросы. Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. Глава №4. "Природа Бога".

У. Элвелл. Теологический энциклопедический словарь, М.: "Духовное возрождение", 2003. ("Бог, учение о Нем". с. 160-166.) 

27 октября 2017. 500 лет Реформации

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 27 октября 2017: 500 лет Реформации


РЕФОРМАЦИЯ

В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. (Рим. 1:17)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1-4)

потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, (Рим. 3:20-25)

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. (Тит. 3:3-8)

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф. 2:8-10)

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны [к тому]. (2 Кор. 11:4)

22 сентября 2017. "Новые атеисты" и проблема зла.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 22 сентября 2017: "Новые атеисты" и проблема зла.




Нравственный аргумент и существования зла

Существование зла и существование Бога


Проблема формулируется следующим образом: Поскольку страдание и зло существуют, то логически невозможно, чтобы существовал Бог. Атеистам кажется что невозможно найти такого аргумента, который бы допускал этого. Атеисты утверждают, что страдание является эмпирическим доказательством того, что Бога не существует или что Его существование крайне маловероятно.

С другой стороны, позиция верующих людей заключается в том, что существование Бога логически не противоречит существованию зла и страданий.

Формулирование возможного логического противоречия: Как может существовать всемогущий и любящий Бог, если существует зло. Если Бог не может исключить зло из Своего творения, то Он не всемогущ, если же он не хочет удалить зло, то Он не любящий. Следовательно если Он любящий и всесильный, то как зло может существовать вообще? А если так, то как мы можем поклоняться такому Богу?

Для логического решения этой проблемы мы должны оценить следующие предпосылки атеистов:

  • Если Бог всемогущ, Он может сотворить любой мир, который пожелает
  • Если бог - любящий, то Он предпочтет мир без страданий
  • Получается, что страдание не должно существовать?

Но мы видим, и это логически следует из природы Бога, что Он создает только непротиворечивые миры. Например, мир, в котором одновременной у человека есть и отсутствует свобода воли - противоречив, как квадратный круг или женатый холостяк. Следовательно когда мы говорим, что Бог может создать любой мир, мы подразумеваем, что Бог может создать любой непротиворечивый мир.

Следовательно, атеистам нужно доказать невозможность создания существ со свободной волей. Потому что если Бог может сотворить мир с существами, наделенными свободной волей, то они могут выбрать зло вместо добра.

Как мы можем знать то, что если Бог любящий, то Он обязан исключить любые страдания или боль? Например, мы знаем на практике, что некоторые ограниченные страдания могут остановить еще большие, как то операция по удалению опухоли. Поэтому, если хотя бы теоретически возможно, что страдание может приводить к добру, то тогда нельзя совершенно его исключать из возможного мира.

Поэтому атеистам нужно сначала доказать, что нет никакой возможности зло обратить в добро, следовательно Бог не может создать мир в котором есть зло. Но даже в рамках нашей жизни мы видим, что Бог может обратить зло в добро, таким образом зло может существовать в сотворенном мире. Решение этой проблемы Фомой Аквинским (дело в том, что третья посылка очевидно не вытекает из вышестоящих предпосылок):

  1. Бог абсолютно совершен
  2. Бог творит только совершенные создания
  3. Одно из совершенств, данных Богом некоторым Его созданиям, есть способность совершать свободный выбор.
  4. Некоторые из этих созданий по своему свободному выбору творят зло.
  5. Таким образом, совершенное создание может порождать зло.

Таким образом, зло возникает из добра не прямо, но косвенно, через злоупотребление благим даром свободы. Свобода сама по себе не есть зло. Быть свободным — благо. Но вместе со свободой приходит возможность зла.

Теистический ответ на вопрос существования зла:

  • Бог сотворил всякую сущность
  • Зло не является сущностью, но является изъяном в сущности
  • Следовательно, Бог не сотворил зла.

Зло, это не просто отсутствие чего-либо, но отсутствие чего-либо, что должно иметься. Зло, таким образом, есть отсутствие какого-то блага, которое должно наличествовать. Зло является не реальной сущностью, а реальным изъяном в благих сущностях.

Отвечая на вопрос атеистов об этическом допущении зла нам нужно обратить внимание на три важные предпосылки:

  • На основании множества свидетельств существование Бога более чем правдоподобно и даже необходимо;
  • Поскольку решение о возможности или невозможности существования Бога опирается на знание, то когда утверждается, что Бога вероятно не существует, то нам важно уточнить, на какую информацию опирается оппонент;
  • Если скептик опирается только на вопрос существования зла в этом мире, но игнорирует все другие доказательства, то он принципиально ограничивает свой взгляд;
Мы не можем указывать Богу, что Ему следует или не следует делать, или утверждать, что человеку не за что страдать:

  • поскольку мы ограничены в пространстве и времени, то вряд ли можем увидеть все последствия наших действий;
  • Бог, в свою очередь, не имеет по определению этих ограничений, поэтому может объективно оценивать все последствия и решения;
  • То, что нам может казаться бессмысленным или несправедливым, но с большей перспективы это может иметь совершенно другие значения.
Христианство дает исчерпывающий ответ на вопрос о возможности сосуществования зла и всемогущего и любящего Бога.

  • Цель человеческой жизни на самом деле не в личном счастье, как если бы Бог держал у Себя любимых животных. Если кто-то считает, что цель человеческой жизни - личное счастье, то следовательно их Бог должен обеспечивать им такое материальное и духовное счастье;
  • Христианство учит о том, что цель человеческой жизни в познании Бога, которое начинается в этой жизни и не заканчивается в веке грядущем. Познание Бога есть наивысшее проявление человеческих способностей и целей;
  • Страдание может быть основание для пересмотра своих ценностей для самого человека или же для людей, окружающих его;
В христианстве страдание понимается не как бессмысленное мучение, но как повод обратиться к Богу, как возможность Бога достучаться до свободной души человека.

Но надо помнить, что даже страдание не может привести всех людей к Богу: (после Шестой трубы) “Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем”. (От. 9:20-21)

“Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли — это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир”. (К.С.Льюис, “Боль”)

  • Христианство учит, что человечество находится в состоянии восстания против Бога. В каком-то смысле мы ожидаем, что человек в состоянии войны против Бога не сохранит свое совершенство и будет совершать зло;
  • Божья цель восстановления отношений с человеком распространяется не только на эту жизнь (как бы ее сделать привлекательной) но простирается даже за границы смерти;

Апостол Павел, претерпевший побивание плетьми, поругания, изгнание, тюрьму и множество других лишений пишет о своих страданиях так: “Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4:16-18)

Господь говорит нам, что наша жизнь в страданиях - временна, но жизнь с Богом - вечна: “И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло”. (Откр.21:3,4)

Поэтому, если христианство есть истина, то это дает объяснение, как зло и Бог могут существовать одновременно

Но что делать с эмоциональной стороной вопроса страданий? Даже если мы решаем страдания с логической точки зрения, это все равно не дает нам успокоения души. На это Христос дает лучший ответ.

Мы должны помнить, что мы не одни. Что Бог любит и заботится о каждом из нас, Он знает каждого из нас по имени. Он никому не желает страдания и тем более смерти.

Иисус Христос есть не только наш искупитель, но Он, как истинный священник может сопереживать нам, потому что Сам испытал на Себе тяжкие страдания. Он был избиваем до полусмерти теми, кого желал спасти, Его пригвоздили ко кресту те, кого Он любил. “Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха”. (Евр.4:15)

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Фесс.4:13-14)


08 сентября 2017. Христианство в атеистическом мире.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 08 сентября 2017: Христианство в атеистическом мире

"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники [atheos - атеисты, безбожники] в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою". (Еф.2:10-13)

Передача подготовлена по материалам "Вестника ЦАИ"

Вестник ЦАИ 2012 #54
- Критический анализ аргументов «Нового атеизма». Гэри Р. Хабермас.
- Бог и «летающий макаронный монстр». Уильям Лэйн Крэйг.


Вестник ЦАИ 2011 #50
- Совет христианским апологетам
- «Великий Замысел» Стивена Хокинга с точки зрения христианства
- Вопрос-ответ. Позитивизм и существование Бога. 

07 июля 2017. Пролог Евангелия от Иоанна и христологические ереси Движения Новой Эры.

Трансмировое радио. Ведущий программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 07 июля 2017: Пролог Евангелия от Иоанна и христологические ереси Движения Новой Эры.





(Иоан. 1:1-18)

1
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Бог и Слово едины по природе
2
Оно было в начале у Бога.
и существуют вечно
3
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть
Бог Слово есть Творец Вселенной
4
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Слово дает жизнь
5
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Слово есть свет и не равен тьме, непобедим тьмой
6
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Прославлен в пророках
7
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Спасение не через человека, а через Бога
8
Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
Человек, даже пророк, не может быть таким же Светом
9
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Свет истинный дает истинное знание Отца
10
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Слово есть Творец
11
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Жизнь с Богом зависит не от Знания а от принятия Бога
12
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Принимающий Бога становится своим Богу, но не равным Ему
13
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Наши желания не могут привести нас к Богу
14
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Слово воплотилось в Человеке
15
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
иисус был прежде любого человека, поскольку он есть Бог
16
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
Богатство Его милости достаточно для всех
17
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Он есть источник благодати освобождения от греха
18
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Только Иисус открывает нам Бога



Иисус Новой Эры

Кто становится последователем Новой Эры?
- искатели “истины” молодые люди
- духовные пилигримы, “жители Земли”, “новые люди”
- дети верующих родителей

Что они ищут в учении и практике Новой Эры
- духовне ответы на свои вопросы
- новые практики внутренней трансформации
- новые формы реальности
- свободное общение и мироощущение без границ
- освобождение от материальных оков, духовное раскрепощение
- новые знания, скрытые смыслы, высшее, объединяющее знание

Что они находят
- бесконечные вариации своих лидеров на всевозможные темы
- внутренняя трансформация или не работает с другими или настолько сложна, что для многих не достижима полностью и связана со сложными физическими или духовными практиками
- новые формы реальности на самом деле оказываются или мистическим экстазом, наркотическим бредом или обманом
- свободное общение не лишено никаких человеческих страстей, просто проходит по другим правилам, но заключено в те же жесткие рамки условности
- освобождение от материальных оков часто приводит к нищите и бродяжничеству, разрушает семьи и дружеские отношения
- новые знания на деле оказываются старой спутанной ложью, и никакие они не эзотерические, но давно известные всем банальные противоречивые суждения. Например, что “зло нужно победить в своем сердце, но на самом деле зла не существует” - так с чем же нам нужно бороться. Или если все мы являемся богами, не осознавшими своей божественности, то как мы дошли до жизни такой? А если у бога есть возможность так низко пасть, то какой смысл осозновать себя богом, ведь потом все равно все забудем опять? Или если реинкарнация - это прекрасный шанс выполнить свое предназначение, то почему она продолжается бесконечно? Значит и предназначение невозможно выполнить, т.к. бесконечность недостижима? А если реинкарнация конечна, то чем она фундаментально отличается от возможности одной жизни

Чего не получают последователи
- не получают духовной свободы
- получают бессмысленные навыки
- понимания своей природы и знания о Боге
- прощения грехов+вечной жизни
- запутываются в оккльтизме

Христианская Наука, Сайентистская церковь Христа, Научные Христиане
Принципы Христианской Науки сформулированы Мэри Беккер Эдди в 1866 году. Централизованная организация создана 12 апреля 1879 года в Бостоне, штат Массачусетс, США.

Бог — это безличный Вселенский Принцип (последователи учения могут использовать термины «Отец-Мать», «Божественная Любовь», «Безграничный Разум»). Бог — единственная реальность, вся материя иллюзорна. Троица — это Жизнь, Истина и Любовь, вера в традиционную христианскую Троицу — это многобожие.

Иисус был человеком, пророком, более всех других людей явившим в Себе Христа («Христос» — это не имя, а Божественная природа любви, жизни и истины, воплощением которой был Иисус). Он не был Богом и не воплощал в Себе полноту Бога, и Бог не может стать человеком или плотью. Он не страдал и не мог страдать за грехи людей. Материальная кровь Христа не могла никого спасти. Его непорочное зачатие, распятие, воскресение и вознесение имели своей целью подчеркнуть значение веры для постижения Жизни и нематериальности бытия. Он не вернется на землю в буквальном смысле.

Христадельфиане ("братья во Христе") Учение создано в 1840-х годах в США и Великобритании д-ром Джоном Томасом. После смерти основателя движение раскололось на несколько ветвей, наиболее крупными из которых сегодня являются «Центральная (измененная) община» и «Неизмененная община». Централизованного руководства нет, поместные общины автономны.

Триединство — языческая идея, перенесенная в христианство. Бог — одна-единственная Личность, Которая стремится проявить Своей характер и Свое существо в большой группе «могущенственных» людей, подобных Ему как по характеру, так и по природе. Всякое существование, включая и Бога, есть существование в физическом, телесном виде. Бог лично не вездесущ, но находится везде посредством Своего Духа.

Иисус физически не существовал до сверхъестественного зачатия во чреве Марии. До рождения Иисуса в уме Бога существовал «Логос» — идея (замысел) Христа. Лично Иисус Богом не был, но носил имя Бога и был единственным рожденным Сыном Бога. По причине Своего безукоризненного характера Иисус был отражением Бога во плоти. Он поступал и говорил так же, как это делал бы Бог, если бы Он был человеком. Поскольку Бог родил Его, а не просто создал из праха земли (как остальных людей), Иисус имел естественную склонность следовать путям Своего Отца Бога, хотя Его природа была такой же грешной и смертной, как у всех людей. Он хорошо понимал греховность Своей собственной природы и потому не хотел, чтобы люди хвалили Его лично. Иисус сознательно развивал в себе послушание Богу, победил грех и стал безупречным в результате правильного отношения к Своим страданиям.

Лично Христос не имел никаких грехов, но имел человеческую природу и нуждался в спасении от смерти. За то, что Христос принес в жертву Самого Себя, Бог дал Ему спасение. Следовательно, Иисус умер и за Свое собственное спасение.

Крест как символ распятия, вероятно, имеет языческое происхождение. Скорее всего, Христос умер с руками, поднятыми над головой, а не с распростертыми руками по форме креста.
Иисус не участвовал в сотворении мира. Он был первенцем, воскресшим из мертвых и получившим бессмертие, и истинные верующие будут следовать Его примеру при Его возвращении.

Термин теософия (др.-греч. «божественная мудрость») имеет несколько значений: 1. Философская система в неоплатонизме (II в. до н.э.), попытка примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанную на вечных истинах. 2. Богопознание через мистический опыт и мистические учения в христианстве (ХVI-XVIII вв.). 3. Часть философской системы В. Соловьева. 4. Учение Е.П. Блаватской и ее последователей: А. Безант, А. Бэйли, Ч. Ледбитера, Ч. Джинараджадасы, Ф. Хартмана, Д. Коутса, А. Каменской. По словам Блаватской, «теософия — суть всех религий и абсолютной истины, одна капля которой является основой каждого вероучения», она отбирает то хорошее, что находит в каждой религии и философии.

Теософия проповедует «единство всего во всем» и отвергает «идею личностного, внекосмического и антропоморфного Бога». Бог — это Абсолют, Сознание, «Вселенский Божественный Принцип, корень всего, из которого всё происходит и которым всё будет поглощено в конце великого цикла Бытия».

По представлениям Е. П. Блаватской, Иисус Христос верил в перевоплощение и делил свое учение на две части —экзотерическую, открытую для всех, и эзотерическую, доступную только посвященным: «Христос, или, во всяком случае, четвертое Евангелие, учит как реинкарнации, так и уничтожению личности, если только вы позабудете его мертвую букву и будете придерживаться эзотерического духа».Блаватская не признавала во Христе воплощения Бога, видя в Нем исключительно величайшего реформатора в истории человечества, учителя одного из наиболее возвышенных этических кодексов, неумолимого врага догматизма и слепого фанатизма.

Агни Йога, Учение Живой Этики. Основатели: художник и философ Николай Рерих и его жена Елена Рерих. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах.

"Ни философия Наша, ни сами Мы не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы... Мы верим в материю, как видимую природу, и в материю в ее незримости... в ее непрерывном движении, которое есть Жизнь и которое природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать." (Чаша Востока. Письма Махатмы. Рига, 1925. С. 23, 32). "Что касается Бога, то раз никто, никогда и нигде не видел его, то если он или оно не есть самая сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, её энергия и движение, мы не можем рассматривать его как вечного, или бесконечного, или самосущего. Мы отказываемся принять существо или бытие, о котором мы абсолютно ничего не знаем; (a) ибо нет места ему при наличности материи, неопровержимые свойства и качества которой вполне нам известны; (b) и если он или оно есть лишь часть этой материи, то нелепо утверждать, что он двигатель и правитель того, чего он сам представляет лишь зависящую частицу; (c) и если они скажут нам, что Бог есть самосущий, чистый дух, не зависящий от материи, — внекосмическое божество, — мы ответим, что, допуская возможность такой невозможности, то есть его существования, мы тем не менее утверждаем, что чисто нематериальный дух не может быть разумным, сознательным правителем, также не может обладать ни одним из качеств, которыми его наделяет теология, и, таким образом, подобный Бог становится снова лишь слепой силой." (Там же) Учение говорит о том, что в Космосе существует Иерархия Светлых Сил, уходящая в Беспредельность. К этой беспредельности принадлежат Великие Учителя человечества, Великие Души, они называют себя Старшими Братьями человечества. На протяжении всей истории Они многократно воплощались на Земле для оказания помощи ее человечеству. Наиболее почитаемыми рерихинцами воплощениями являются являются воплощения Будды и Христа (в их собственной интерпретации).

Иисус Христос - Один из Великих Учителей, Богочеловек, но не является Богом. "Учение Христа ни в чем не расходится с Учением Живой Этики", - считает Елена Рерих ("Письма" 1932-1955, с. 417). Христос не воскресал физически. "Конечно, Христос есть Путь Истины, есть в полном смысле Спаситель. Также и Предшественники Его среди других народов во все века назывались "Путем" и Спасителями. Все Они, указывая Путь праведный, Путь эволюции Духа, спасают человечество от ужаса и мрака невежества. Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны". (Письма 07.05.39)

Церковь объединения, Тхониль кёхве (кор.), Unification Church (англ.), Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, официальное название в России — «Церковь Объединения — христианство в изложении Божественного Принципа». Основатель Церкви Объединения Мун Сон Мён (1920-2012) является Мессией, Христом Второго Пришествия, человеком (не Богом), который достиг совершенства в наследовании любви Бога. Он является последним Мессией для всего человечества.

Согласно учению Муна, «Бог — Создатель всего, что есть в мире. Он — абсолютная реальность, вечное существо, являющееся причиной Самого Себя и пребывающее вне измерений времени и пространства». На ряду с этим определением «Божественный Принцип» рисует картину мироздания, исходя из метафизической концепции И-цзин («Книги перемен»), согласно которой основа Вселенной — это Великий Предел (Тай Цзи), дающий начало двум противоположным и дополняющим друг друга силам ян и инь, олицетворяющим мужское и женское начало. Церковь Объединения не признает Бога полностью всемогущим и всезнающим, поскольку Его сила ограничена собственной природой, космическими законами, а также способностью человека «корректировать» намеченные Богом цели. Его всеведение, как и Его всемогущество, определяются свободой воли человека. Богу известен ход истории в потенциале, однако события могут развиваться и против Его воли в случае отказа человека от сотрудничества с Ним. Ответ человека на божественную инициативу и его сотрудничество с Ним определяют эффективность действий Бога в истории: неверие человека искажает намерения Бога (как в случае с распятием Иисуса). Сам Мун описывает Бога как существо «с безрадостной судьбой», обделенную любовью жертву грехопадения «Бог словно заточен в тюрьму, из которой Он не в силах выбраться. По вине человека сатана отнял у всеведущего и всемогущего Бога, Творца Вселенной, идеальный мир любви, который Тот хотел построить… Бог обладает неограниченной свободой во всех отношениях, но незаконная любовь поставила Его в такие условия, где Он не в силах что-либо сделать».

Церковь Объединения отрицает полную божественность Иисуса: «С точки зрения „Божественного Принципа” Иисус действительно был человеком совершенной личности. Это означает, что Иисус на индивидуальном уровне стал по-настоящему един с Богом, познал сердце Бога, и разделил с Ним божественность», тем не менее, «Он ни в коей мере не является Самим Богом». Утверждается, что истинной целью прихода Иисуса на землю было установление Царства Божия. Он должен был исполнить эту миссию, женившись на совершенной женщине и произведя на свет совершенных детей, но люди отвергли его и распяли, тем самым воспрепятствовав построению им Божьего Царства на земле. Тем не менее, Иисус одержал победу над сатаной в своем распятии и воскрешении, что позволило ему заложить духовное основание для созидания христианской Церкви. Восстановление Божьего Царства на земле было отложено до Второго пришествия Христа, когда полное спасение будет дано третьим Адамом, Господом Второго пришествия.

Церковь последнего Завета, (ЦПЗ), Община Единой Веры, Учение Единой Веры. Летом 1991 года началась проповедь Единого Веры в уфологических обществах и клубах, в октябре 1994 года была зарегистрирована Община Единой Веры. 21 декабря 2000 года Церковь была перерегистрирована Минюстом РФ под названием «Церковь Последнего Завета», свидетельство № 575. Основатель: Виссарион (он же Учитель, Второе Возгарание, Слово Бога), в миру - Сергей Анатольевич Тороп, родился 14.01.1961, в Краснодаре. Год его рождения считается началом новой «Эпохи Рассвета»

Учение о едином Боге в трех Лицах полностью отвергается. Во Вселенной существует два источника. Единый (Абсолют) не обладает духовной тканью и в Нем не заключено ни добро, ни зло. Он является творцом материального бытия, он же является источником Духа Жизни, который питает планеты и других представителей Разума Вселенной. Второй - Отец Небесный (он же Отец душ человеческих и Сын Единого - Бог-Сын) есть источник Духа Святого и творец духовного закона по которому должно развиваться человечество. Последователи Виссариона должны верить в эти два начала, но поклоняться только Отцу Небесному. Обожествляется «Мать-Земля»

Иисус Христос не является Богом. Сведения о Нем неправильно были записаны Апостолами, а Его последователи неправильно поняли Его послание. Сейчас Виссарион, придя в нужное время, сам является вторым воплощение Иисуса Христа на земле (но не Богом) - Словом Отца Небесного

«Новое Мышление» (New Thought) — это свободное объединение религиозных групп, светских общественных организаций, писателей, философов, разделяющих убеждения об эффективности позитивного мышления, «законе притяжения», исцелении и творческой визуализации мысли.

 В основе «Нового Мышления» лежит учение транцендентализма, «наука об умственном исцелении» Ф.П. Куимби, элементы индуистского мировоззрения (благодаря трудам философа Р.У. Эмерсона и влиянию Свами Вивекананды, в 1893 году выступившего на первом Парламенте мировых религий) и философия прагматизма У. Джеймса. Кумби полагался на принцип «Христа внутри» или Божественную Мудрость, которая является руководством для духовного толкования Библии, и идею, что все причинно-следственные связи носят умственный и духовный характер, то есть «каждое явление, принимающее форму тела, прежде родилось в уме». Религиозные взгляды трансценденталистов, характерные для эпохи романтизма, отстаивали тождество души человека, мира и Бога, проповедовали духовное самосовершенствование и очищающую близость к природе, противопоставляя интуитивный духовный опыт учению традиционных церквей. «Новое Мышление» отделяет Иисуса от Христа. Иисус — это обычный человек, возвысившийся до осознания своей божественной природы, т.е. Христа: «Христос — полное воплощение Бога, от растения до ангела; от маленького человека до Вселенной во всех ее проявлениях. Христос в Человеке несет Вселенскую идею Сыновства, Совершенного Человека, такого, как должен пребывать в Божьем Разуме».

Общероссийское Общественное Движение содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси». Леонид Иванович Маслов (Председатель Движения), в прошлом ученый-физик. Движение «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» зарегистрировано в Министерстве Юстиции РФ 13 марта 2013 года. Единый Духовный Центр находится в г. Москве, управление Движением осуществляют восемь кураторов по федеральным округам России и Дальнему Зарубежью.

Миром управляет Высший Космический Разум, Творец, Отец Абсолют, Отец Небесный, Владыка всех Миров, Всевышний и Хозяин. Согласно «Откровениям», Высший Разум создал упорядоченную Систему, в которой «подчинение Гармонии есть необходимое условие Всего и Вся». Однако объём психической энергии, выделяемой людьми в Космос, спровоцировал дисбаланс: «...не конкретные действия человека опасны для Вселенной, для Вечности, а формирование “тёмных” мыслей, выделение отрицательной энергии, энергии злобы и разрушения нарушают энергетический баланс и Гармонию Вечности!». Желая предотвратить крах человечества, Создатель решил вмешаться и подготовить Избранника на роль Мессии, свет Любви которого укажет путь к спасению Души всем людям (диктовка от 09.09.06).

В «Откровениях» отрицается искупительная жертва Христа, потому что в тот период истории спасение людей не входило в планы Бога: «Спасителем назвали Христа люди, которым больное, воспалённое сознание (воображение) нашептало эти слова, ибо людям в то трудное время нужен был Спаситель» (диктовка от 07.12.05). Маслов отводит Христу роль Пророка, чья миссия была пробудить иудеев и «дать новое Толкование религиозных Основ и повести за собой стадо человеческое к праведности...» (01.02.05).

См. сайт GdeIstina.com