Христианская апологетика в современном мире. URL для подкаста: http://feeds.feedburner.com/blogspot/cfar-russia
26 июня 2015 — Возможно ли чудо?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 26 июня 2015: Возможно ли чудо?
Возможны ли чудеса?
(Материал подготовлен на основе “Энциклопедии христианской апологетики”
Норман Л. Гайслер, Библия для всех, СПб, 2004.)
- Что такое чудо:
- Августин (К. Льюис) описывал чудо, как феномен который не противоречит природе, но противоречит нашему знанию природы
- Фома Аквинский: чудо - это божественное вмешательство, сверхъестественное исключение из регулярного хода вещей.
- Атеист Энтони Флю: “Чудо — это нечто, что никогда бы не произошло в природе как таковой, будь она предоставлена сама себе”. Кстати Энтони долгое время был одним из видных философов-рационалистов, одним из идейных столпов современного атеизма, однако в 2004 году пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог существует.
- Вера в возможность чудес - основополагающая доктрина христианства.
- Существует Бог - Бог является Личностью
- Личностный Бог обладает волей для осуществления которой вмешивается в естественных ход вещей, всесилен, всемогущ и стремится к благу
- Следовательно, чудо существует, как следствие существования Теистического Бога (теизм — убежденность в том, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении)
- Значит, отвергая веру в чудо человек отвергает действие Божьей воли в мире, Его всевластие и, следовательно, делает Бога или бесконечно удаленным от мира, или развивает пантеизм, что бог существует во всем.
- Сегодня мы чаще встречаем т.н. верующих в бога, которые верят в существование чего-то высшего, но отрицают реальность чудес, например воскресения Христа или не надеются на собственное после смерти.
- Чудо есть именно то, что делает нашу веру основанной на историческом факте
- Вера в чудо делает нашу веру настоящей:
- [Христианство] не просто вывело логичные истины — оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно — оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно; но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна. Оно признает, что у нас две руки, но ни за что не признает (сколько бы ни бились модернисты), что у нас два сердца. В этой главе я постараюсь показать одно: когда что-то в христианском учении кажется нам странным, мы обнаруживаем в конце концов ту же странность и в истине. ... Если узор снежинки похож на Эдинбургскую темницу, это может быть случайностью; если все снежинки в точности повторяют узор лабиринта в Хэмптон-Корте, я бы скорей назвал это чудом. Именно такое чудо напоминает мне философия христианства. (Гилберт Кийт Честертон, Ортодоксия. Парадоксы христианства)
- Вера в чудо готовит нас к восприятию будущего, подобно тому как Христос показал нам Свою природу после воскресения, так и нам уже стоит надеяться не на восстановление от смерти, как будто после болезни, но к новому существованию в вечности.
- Чудеса веры в Бога
- Чудо сотворения: Почему существует нечто вместо того чтобы вообще не существовать?
- Чудо откровения: уникальное существование, пророческая точность и историческая достоверность Библии
- Чудо богоявления: мы верим Библии потому что мы верим Иисусу - если честно исследовать Его жизни, то нельзя прийти к иному выводу что перед нами Богочеловек
- Чудо воскресения и вознесения: подтверждение земного свидетельства перед глазами сотен людей многие из которых были живы и вплоть до написания Павлом 1Кор. в 55 году.
- Чудо явления Церкви: Именно на Христово свидетельство и на силу Духа Святого опиралась церковь в период своего становления так что тысячи обращались к вере.
- Чудо обращения человека к вере: мое обращение к Богу
- Критика существования чудес (на основе утверждений Юма):
- Чудеса, по определению, нарушают законы природы.
- Законы природы с неизменностью действуют единообразно
- Следовательно, чудес происходить не может
* Это называется “порочный круг” - силлогизм пытается отвергнуть то, что сам и определяет. Если отвергнуть это определение чуда, то силлогизм распадается.
** Юм сам не верил в абсолютное единообразие прошлого опыта. - Чудо, по определению, есть редкое явление
- Законы природы, по определению, есть описание регулярных явлений.
- Свидетельства в пользу регулярных событий всегда сильнее, нежели событий редких.
- Мудрый человек всегда основывает свою веру на том свидетельстве, которое сильнее.
- Следовательно, мудрый человек никогда не поверит в чудеса.
*** Отметим, что этот аргумент при слабой трактовке не отрицает чудес, он утверждает, что мудрые люди не примут свидетельств в его пользу, т.к. они редки. Но тогда этот аргумент скатывается в предвзятость, оценочную значимость аргумента не на основании его сути, а на основании его количества. Другими словами, может ли количество утверждений свидетельствовать об их истинности? - (Патрик Новелл-Смит) Только то, что дает нам возможность делать предсказания, можно расценивать как объяснение явления.
- при объяснении явления через чудо делать верифицируемые предсказания нельзя.
- Следовательно, объяснение явления через чудо не расценивается как объяснение данного явления
**** Очень распространенный аргумент современных “новых атеистов” в том, что вера в чудо отрицает науку, так как заставляет или изменять законы или объяснять все помимо законов. Но это не так. Чудо объясняет то исключительное и редкое, что происходит, но не покушается на законы природы. Атеисты просто хотят придумать такую систему в которой не было бы места Богу, но тогда они вынуждены придумывать еще более невероятные и противоречащие объяснения, как все началось - Чудо - больше чем “аномалия”, оно отмечено божественной волей. У них, как у деяний Бога есть богословский, нравственный, телеологический и доктринальный аспекты. Бог не фокусник, но правитель мира.
2015 © Центр апологетических исследований www.Apologetika.ru
12 июня 2015 — Можно ли человеку прожить без веры?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Лев Гринфельд, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 12 июня 2015: Можно ли человеку прожить без веры?
10 июня 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы (о двух классах верующих)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 10 июня 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (о двух классах верующих)
27 мая 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы (о спасении - продолжение)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 27 мая 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (о спасении - продолжение)
22 мая 2015 — Открытое мышление в церкви и представления о Боге
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 22 мая 2015: Открытое мышление в церкви и представления о Боге
13 мая 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы (о спасении)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 13 мая 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (о спасении)
24 апреля 2015 — Приближает ли нас пища к Богу?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 24 апреля 2015: Приближает ли нас пища к Богу?
Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. (1Кор.8:8-9)
Закон и Евангелие
(Нормал Л. Гайслер, "Энциклопедия христианской апологетики")
Закон
|
Евангелие
|
Приходит от Бога через человека
|
Приходит от Самого Бога
|
Закон написан в сердцах людей Рим. 2:14-15
|
Открывается Духом Святым Рим. 16:25-26
|
Закон говорит, что нам делать
|
Евангелие открывает, что делает Бог
|
Закон действует делами
|
Евангелие - верой
|
Закон обещает благоденствие
|
Вечная жизни и спасение
|
Наказание за неисполнение, проклятие
|
Не содержит угроз, только утешение
|
Закон порождает раскаяние
|
Евангелие дает исцеление души к вечности
|
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. (Рим.8:1-4)
Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения (Рим.9:30-32)
“потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего”. (Рим.10:4)
“Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу” (Гал.2:19)
ВОПРОС: Можно ли употреблять мясо, если Господь дал человеку вначале вегетарианскую диету?
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;(Быт.1:29)
ОТВЕТ: Мясо употреблять можно
- все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; (Быт.9:3)
- всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; (Лев.11:3)
- Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. (Иоан.21:13)
ВОПРОС: Что такое идоложертвенное и как избежать идоложертвенного?
1 Кор. 8:1-11 "О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание … 4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. 7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется". 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
ОТВЕТ: Идол в мире ничто, идоложертвенное не может отлучить нас от Бога
1Кор.10:27-33 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись.
ВОПРОС: Нужно ли соблюдать кашрут? Можно ли кушать свинину, рыбу без чешуи, нечистых животных? “Кошерная еда больше подходит для питания человека по биологическим и физиологическим показателям. Кроме этого, соблюдая Кашрут, люди в повседневной жизни всегда имеют ощущение границы – необходимости разделения плохого от хорошего, чистого - от нечистого, угодного Богу - от неугодного. Безусловно, это помогает человеку всегда помнить о присутствии Бога в нашей жизни и Его заботе о нас.”
Лев.11:44 “Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным…”
ОТВЕТ: Во Христе следование кашруту теряет спасительное значение. И даже наоборот, следование заповедям искушает и накладывает дополнительные ненужные обременения на верующего
- Гал.3:24-28 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
- Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
- Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
- Кашрут существовал для того, чтобы отделить народ Божий от язычников, чтобы Божий закон не перемешивался с языческим
- Кошерная пища соединена с жертвоприношением. Кровь жертвы омывает наши грехи, мы не прикасались к жертвенному туку и крови, чтобы не попасть под осуждение
- Пищевые запреты преследовали ту цель, чтобы заповеди Божии всегда были перед глазами человека! Как система определенных упражнений (например, дыхательная), которую нужно совершать каждый день, а то и каждый час, всегда с человеком, так и система пищевых ограничений накладывает определенную дисциплину на душу человека. Он всегда памятует о Боге и Его заповедях.
Тит.1:14,15 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
Деян.10:15 что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
ВОПРОС: Можно ли кушать жир и кровяную колбасу?
Лев.3:17 Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.
Втор.12:23-25 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа.
Деян.15:20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
ОТВЕТ: Запрет был дал для язычников, входящих в церковь. Эти правила надо было соблюдать, чтобы не раздражать иудеев и прозелитов. Жертвы больше не приносятся, кровь теряет жертвенное значение, на первое место выходит кровь Христа на кресте и в причастии Кровяная колбаса не есть питие жертвенной крови иначе и переливание крови и продукты крови все следует запретить
- См. пример из Дн. 16:2-3 - буквально сразу же после апостольского решения не обрезывать язычников, Павел, однако, делает это с Тимофеем по причине иудеев, бывших вокруг него. Именно этот же принцип действует и сегодня: “Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах”
- Решение первого собора имело целью обезопасить первую Церковь от нападок иудеев, а не утвердить какие-то нормы питания или жизни на все века в Церкви. “Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников” (Деян.15:19)
- Во избежании споров от иудеев: “Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу”. (Деян.15:21)
- Закон исполнил Христос: “Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога” (Евр.10:12)
- За всех верующих в Него и на всегда: “ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. (Матф.26:28)
ВОПРОС: Использование исключительно Библейской диеты - есть только то, что разрешено в Библии?
ОТВЕТ: Тит.1:14,15 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2Кор.6:14)
Рим. 14:25 “Все, что не по вере, грех”
В ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРОГРАММЫ
1Тим.4:1-6 “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою. Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал”.
15 апреля 2015 года — Смысл христианского Евангелия на фоне учения культов.
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 15 апреля 2015 года: Смысл христианского Евангелия на фоне учения культов.
10 апреля 2015 — Достоверность свидетельств воскресения Иисуса Христа
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 10 апреля 2015: Достоверность свидетельств воскресения Иисуса Христа
18 марта 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы (учение об Имени Бога)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 18 марта 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (учение об Имени Бога)
13 марта 2015 — Антропный фактор в науке и христианская апологетика
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 13 февраля 2015: Антропный принцип в науке и христианская апологетика
13 февраля 2015 — Достоверность Библии
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 13 февраля 2015: Достоверность Библии
4 февраля 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы (учение о Троице)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 4 февраля 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (учение о Троице)
30 января 2015 — Представления о смерти в христианстве и других религиях
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 30 января 2015: Представления о смерти в христианстве и других религиях
21 января 2015 года — Учение о Троице
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 21 января 2015 года: Учение о Троице
19 декабря 2014 — Понятие "чудо"
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 19 декабря 2014: Понятие "чудо"
5 декабря 2014 — Истинное единство во Христе
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 5 декабря 2014: Истинное единство во Христе
21 ноября 2014 года — Концепция Общественной Безопасности
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Валерия Сорокина (Центр апологетических исследований). Программа 21 ноября 2014: Концепция Общественной Безопасности
7 ноября 2014 года — Одинаково ли содержание различных древних религиозных текстов?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 7 ноября 2014: Одинаково ли содержание различных древних религиозных текстов?
24 октября 2014 года — Вопросы с сайта apologetika.ru
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 24 октября 2014: Вопросы с сайта apologetika.ru
15 октября 2014 года — Аргументы Свидетелей Иеговы против учения о Троице
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 15 октября 2014 года: Аргументы Свидетелей Иеговы против учения о Троице
10 октября 2014 года — Магическое мышление
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Валерия Сорокина (Центр апологетических исследований). Программа 10 октября 2014: Магическое мышление
4 марта 2015 года — Учение Свидетелей Иеговы о Троице (продолжение)
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 4 марта 2015 года: Учение Свидетелей Иеговы (учение о Троице - продолжение)
27 февраля 2015 — Подтверждает ли наука существование Бога?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 27 февраля 2015: Подтверждает ли наука существование Бога?
16 января 2015 — Отношение к апологетике в современном мире
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 16 января 2015: Отношение к апологетике в современом мире
17 сентября 2014 года — Учение Свидетелей Иеговы о Троице
Радио «Мария». Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 17 сентября 2014 года: Учение Свидетелей Иеговы о Троице
29 августа 2014 года — Вальдорфская педагогика и антропософия Р. Штейнера
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Валерия Сорокина (Центр апологетических исследований). Программа 29 августа 2014: Вальдорфская педагогика и антропософия Р. Штейнера
15 августа 2014 года — Что привлекает людей в культах?
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гости программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований) и Марина Левина. Программа 15 августа 2014: Что привлекает людей в культах?
1 августа 2014 года — Античный Мистический Орден Розы и Креста (А.М.О.Р.К.)
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Валерия Сорокина (Центр апологетических исследований). Программа 1 августа 2014: Духовные Античный Мистический Орден Розы и Креста (А.М.О.Р.К.)
18 июля 2014 года — Атеизм
Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 18 июля 2014: Атеизм
Подписаться на:
Сообщения (Atom)