Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 30 января 2019: Книга Откровения главы 04
Христианская апологетика в современном мире. URL для подкаста: http://feeds.feedburner.com/blogspot/cfar-russia
25 января 2019: Вопросы скептика о христианской вере. Часть 1.
23 января 2019: Книга Откровение глава 3
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 23 января 2019: Книга Откровения глава 03
16 января 2019: Доказательства воскресения Христова
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 16 января 2019: Доказательства воскресения Христова
14 января 2019: Книга Откровения глава 02
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 14 января 2019: Книга Откровения глава 02
11 января 2019. Спаситель. Взгляд из других религиозных традиций
10 января 2019: Книга Откровения глава 1
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 10 января 2019: Книга Откровения глава 1
4 января 2019: Толкование Писания часть 2
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 4 января 2019: Толкование Писания часть 2
2 января 2019: Толкование Писания часть 1
Радио Мария. Ведущий программы — Дмитрий Розет (Центр апологетических исследований). Программа 2 января 2019: Толкование Писания часть 1
14 декабря 2018. Справедливость и любовь Божия.
26 октября 2018: Проблема зла в свете христианства.
26 октября 2018. Проблема зла в свете христианства.
12 октября 2018. Наука и религия - есть ли решение проблемы?
28 сентября 2018. Зачем современному человеку религия-2.
14 сентября 2018. Нужна ли религия современному человеку?
31 августа 2018. Воцерковление.
10 августа 2018. Является ли христианство религией?
27 июля 2018. Почему можно доверять Библии-2.
13 июля 2018. Почему можно доверять Библии-2.
13 июля 2018. Вопросы читателей о вере в Бога.
29 июня 2018. Личность Святого Духа.
22 июня 2018. Почему можно доверять Библии?
08 июня 2018. Ищут ли спасения в культах?
25 мая 2018. Мой поиск Бога.
11 мая 2018. Как христианство изменило мир.
27 апреля 2018. Если Бог в душе, зачем ходить в церковь?
13 апреля 2018. Предсказания о втором пришествии Христа в культах
23 февраля 2018. Откровения Бога
09 февраля 2018. Четыре подхода в христианской апологетике
26 января 2018. Богословие как метод познания Бога
12 января 2018. Рождество-2
08 декабря 2017. В какие чудеса мы верим?
В какое чудо мы верим?
- “То, что не может произойти, никогда не происходит; то, что может, — не чудо. Следовательно, чуда вовсе не бывает”. — Цицерон, «О дивинации», II, 28, 62
- “Каждое чудо должно найти своё объяснение, иначе оно просто невыносимо”. — Карел Чапек
- “Ничто не поражает так, как чудо, — разве только наивность, с которой его принимают на веру”. — Марк Твен
- “Если бы чудеса существовали, они перестали бы быть чудесами: чудо только потому чудо, что оно не происходит в действительности”. — Анатоль Франс французский романист и литературный критик. Член Французской академии (1896). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).
- “что непонятно, то и чудо”. — Антон Чехов
- Чудо сотворения мира
- Чудо творения человека по образу и подобию Божьему
- Чудо явления Божьего Закона человеку
- Чудо сохранения Закона в поколениях
- Чудо явления Спасителя мира
- Чудо воскресения Христа и спасения человечества по благодати Божьей
- вряд ли можно найти заслуживающих доверие очевидцев чудес;
- слишком многие религии заявляют о похожих чудесах, от чего они теряют свою уникальность и приобретают субъективность.
2) Эти законы природы установлены на основании устойчивого, неизменного опыта.
3) Мудрый человек соизмеряет свою веру со свидетельством.
2) Наш опыт не всегда может адекватно описать существующие законы и тем более он не может проявить все возможные варианты и исключения уже известных законов.
3) Мудрый человек опирается на свидетельство - это верно, но свидетельство само по себе не ограничивается эмпирическим познанием. Мы, например, говорим о совести, но никто ее не видел. Медицина оберегает здоровье и жизнь человека, но грань между жизнью и смертью настолько неясна, что даже самые именитые врачи не могут описать ее или рассказать, что такое жизнь в человеке.
4) Любое количество доказательств против чудес легко рассыпается при виде всего лишь одного подтвержденного чуда, например, чуда воскресения Иисуса Христа или чуда сотворения мира.
- Августин (К. Льюис) описывал чудо, как феномен который не противоречит природе, но противоречит нашему знанию природы
- Фома Аквинский: чудо - это божественное вмешательство, сверхъестественное исключение из регулярного хода вещей.
- Согласно формулировке протоиерея Александра Шмемана, чудом является «сверхъестественное событие, явление или действие, не поддающееся рациональному объяснению, выходящее за грань законов природы»
- Атеист Энтони Флю: “Чудо — это нечто, что никогда бы не произошло в природе как таковой, будь она предоставлена сама себе”. Кстати Энтони долгое время был одним из видных философов-рационалистов, одним из идейных столпов современного атеизма, однако в 2004 году пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог существует.
- С точки зрения Библии, чудо - любое, отмеченное в Писании явление, порожденное сверхъестественной причиной. И в Библии чудо служит исключительно для подтверждения того, что сказано Богом.
- Существует Бог - Бог является Личностью
- Личностный Бог обладает волей для осуществления которой вмешивается в естественных ход вещей, всесилен, всемогущ и стремится к благу
- Следовательно, чудо существует, как следствие существования Теистического Бога (теизм — убежденность в том, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении)
- Значит, отвергая веру в чудо человек отвергает действие Божьей воли в мире, Его всевластие и, следовательно, делает Бога или бесконечно удаленным от мира, или развивает пантеизм, что бог существует во всем.
- [Христианство] не просто вывело логичные истины — оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно — оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно; но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна. Оно признает, что у нас две руки, но ни за что не признает (сколько бы ни бились модернисты), что у нас два сердца. В этой главе я постараюсь показать одно: когда что-то в христианском учении кажется нам странным, мы обнаруживаем в конце концов ту же странность и в истине. ... Если узор снежинки похож на Эдинбургскую темницу, это может быть случайностью; если все снежинки в точности повторяют узор лабиринта в Хэмптон-Корте, я бы скорей назвал это чудом. Именно такое чудо напоминает мне философия христианства. (Гилберт Кийт Честертон, Ортодоксия. Парадоксы христианства)
- Господь не сыплет чудес на природу, как перец из перечницы. Чудо — большая редкость. Оно встречается в нервных узлах истории — не политической и не общественной, а иной, духовной, которую людям и невозможно полностью знать. (Клайв Льюис)
- Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа. — Августин Блаженный — О граде Божьем. Кн. 21, гл. VIII
- Вера в чудо готовит нас к восприятию будущего, подобно тому как Христос показал нам Свою природу после воскресения, так и нам уже стоит надеяться не на восстановление от смерти, как будто после болезни, но к новому существованию в вечности.
- Чудо сотворения: Почему существует нечто вместо того чтобы вообще не существовать?
- Чудо откровения: уникальное существование, пророческая точность и историческая достоверность Библии
- Чудо богоявления: мы верим Библии потому что мы верим Иисусу - если честно исследовать Его жизни, то нельзя прийти к иному выводу что перед нами Богочеловек
- Чудо воскресения и вознесения: подтверждение земного свидетельства перед глазами сотен людей многие из которых были живы и вплоть до написания Павлом 1Кор. в 55 году.
- Чудо явления Церкви: Именно на Христово свидетельство и на силу Духа Святого опиралась церковь в период своего становления так что тысячи обращались к вере.
- Чудо обращения человека к вере: мое обращение к Богу
- Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. (Матф.24:23-25)
- того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (2Фесс.2:9-12)
- Целью чудес было подтверждение подлинности их исполнителя. Деяния 2:22 говорит нам: «Иисус Назарянин – это человек, о котором вам свидетельствовал Бог великими делами, чудесами и знаками, совершивший их через Него! Вы сами это знаете, потому что все происходило у вас на глазах». То же самое говорится и об Апостолах: «Все то, что является отличительным знаком апостольства, Бог совершил у вас через меня… А к тому же чудеса, знамения и могущественные дела» (2 Кор. 12:12). Говоря о Евангелии, послание к Евр. 2:4 провозглашает: «К тому же Сам Бог прибавил Свое свидетельство о нем – знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле». Иисус и Его апостолы, как отмечено в Библии, являются краеугольным камнем и основой нашей веры (Еф. 2:20). В этом смысле в чудесах больше нет необходимости, так как послание Иисуса Христа и Его апостолов уже подтверждено и запечатлено в Писании. Да, Бог все еще творит чудеса. В то же время, нам не следует ожидать, что чудеса будут обязательно происходить сегодня, как это было в библейские времена.
- Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Рим. 5:8)
- Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан. 3:16)
- Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. (Гал. 5:22-25)
24 ноября 2017. Библия, как Слово Божье.
Непогрешимость Библии
- Общее откровение может открыть нам существование и характер Бога. (Рим. 1:20; Дн. 14:16-17)
- Частное откровение открывает нам волю Бога в отношении человека и путь его спасения.
- Библия однозначно проявляет себя, как Слово Божие в том, что в ней написано, и зачем она написана
- Закон, изложенный в Библии указывает на свое нечеловеческое происхождение. Все книги Библии проявляют единство в изложении и понимании этого Закона.
- Написана божьими пророками, вдохновляемыми Богом, которые являли миру волю Божью, что доказывалось, в частности, исполнением пророчеств.
- Точность Писания подтверждается его исторической достоверностью.
- Писание проявляет уникальное единство смыслов, целей и значений. Сам Господь говорит о том, что все Писание свидетельствует о Нем. Центром Писания является приход Мессии и спасение человечества.
- Иисус Христос, воскресший из мертвых Господь, однозначно свидетельствовал о том, что Писание есть богодухновенное Слово Божие.
- Апостолы считали, что они приняли Слово Божие от Самого Спасителя и поэтому передавали его всей Церкви.
- Ее текст совершеннейшим образом сохранен и достоверен, а само влияние Библии на цивилизацию непревзойденно.
Чикагское заявление о безошибочности Библии
Примечание: Международный совет по безошибочности Библии (International Council on Biblical Inerrancy) был организован в 1977 году, чтобы противостоять нападкам на авторитет Писания. Совет составил три важных документа: (1) «Чикагское заявление о безошибочности Библии», (2) «Чикагское заявление о библейской герменевтике» и (3) «Чикагское заявление о применении Библии». «Чикагское заявление о безошибочности Библии» было составлено в 1978 году и подписано почти тремястами евангельскими лидерами из разных стран. Цель этого «Заявления» – дать точное определение понятия безошибочности и объяснить его применение в церкви. Оно остается стандартным изложением учения о безошибочности Писания. Список подписавшихся см. здесь.
Предисловие
Авторитет Писания является основополагающим для христианской Церкви в наше время, как и всегда. Те, кто исповедует веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя, призывают свою паству смотреть на окружающий мир взглядом смиренным и полным веры в необходимость послушания Слову Божьему. Отступить от Писания в вопросах вероучения или поведения есть предательство по отношению к нашему Господу. Признание стопроцентной истинности и достоверности Священного Писания совершенно необходимо для того, чтобы верно понимать и адекватно исповедовать его авторитет.
Нижеследующее заявление еще раз утверждает безошибочность Писания, проясняя наше понимание этой доктрины и предостерегая против ее отрицания. Мы убеждены, что отрицать ее – значит пренебрегать свидетельством Иисуса Христа и Святого Духа, а также отказываться от послушания Слову самого Бога, каковое послушание должно отличать истинную христианскую веру. Мы считаем своей насущной обязанностью сделать это заявление, так как видим отступления от истины о безошибочности Писания среди наших собратьев-христиан и непонимание этой доктрины во всем мире.
Данное заявление состоит из трех частей: краткого изложения, статей утверждения и отрицания, а также дополнительных пояснений. Оно было подготовлено на трехдневном совещании в Чикаго. Те, кто подписал краткое изложение заявления и сопроводительные статьи, хотели бы подтвердить свою убежденность в непогрешимости Писания, поддержать друг друга и лишний раз призвать всех христиан ценить эту доктрину и возрастать в ее понимании. Мы признаем, что документ, подготовленный во время короткой, хотя и насыщенной, конференции, не может быть исчерпывающим. Поэтому мы не предполагаем, что настоящее заявление приобретет статус вероучительной догмы. Однако мы рады, что в ходе дискуссий наши собственные убеждения стали более глубокими. Мы молимся о том, чтобы подписанное нами заявление послужило новой реформации Церкви, ее веры, деятельности и миссии, во славу нашего Бога.
Мы предлагаем это заявление не в духе спора, а в духе смирения и любви. И именно такой настрой мы надеемся с Божьей помощью сохранять в любых последующих диалогах, которые возникнут в результате публикации данного документа. Мы с радостью признаем, что многие из тех, кто отрицает безошибочность Писания, не проявляют последствий этого отрицания в своем поведении или в других верованиях. Мы также сознаем, что сами, исповедуя эту доктрину в теории, мы зачастую отрицаем ее на практике тем, что не подчиняем свои мысли и дела, традиции и обычаи божественному Слову как должно.
– Редакционная комиссия
Краткое изложение
1. Бог, Который Сам есть Истина и говорит только истину, вдохновил Священное Писание, чтобы посредством него открыть Себя заблудшему человечеству через Иисуса Христа как Творец и Господь, Искупитель и Судья. Священное Писание есть свидетельство Бога о Самом Себе.
2. Священное Писание, которое есть Слово самого Бога, написанное людьми, подготовленными и руководимыми Его Духом, обладает непогрешимым божественным авторитетом во всех вопросах, которые в нем затрагиваются: ему надо верить как Божьему наставлению во всем, что оно утверждает; повиноваться как Божьему приказу во всем, чего оно требует; его надо принимать как Божье обетование во всем, что оно обещает.
3. Святой Дух, божественный Автор Писания, удостоверяет для нас его истинность Своим внутренним свидетельством и открывает наш ум к пониманию его смысла.
4. Будучи полностью и вербально дано Богом, Писание не содержит ошибок или погрешностей во всем своем учении: как в том, что оно говорит о спасительной Божьей благодати в жизни человека, так и в том, что оно утверждает о делах Господних в сотворении мира, о событиях мировой истории и о собственном литературном происхождении по воле Бога.
5. Авторитет Писания неизбежно страдает, если эта полная божественная безошибочность как-либо ограничивается или не принимается во внимание, или соотносится с таким понятием об истине, которое противоречит библейскому; такие упущения ведут к серьезным потерям как для отдельного человека, так и для Церкви.
Формулировка доктрины с точки зрения лютеранского учения (Д.Т. Мюллер)
а) Богодухновение было не просто «вдохновением помыслов» (suggestion realis), равно как не «личным вдохновением» (inspiratio personalis), но вербальным вдохновением (suggestion verbalis, Verbal inspiration), то есть вдохновением, коим Святой Дух вселял (вдыхал) сами слова, которые святые писатели должны были запечатлеть. …
б) Богодухновение было не только лишь божественною помощью, или направлением (assistentia, direction, gubernatio divinia), но фактической и действительной передачей всех слов (suggestion verborum), из которых состоит Святое Писание. Как в День Пятидесятницы Святой Дух милостиво «давал провещевать» Апостолам (Дн. 2:4), так же Он «давал провещевать», побуждая их к записыванию Слова Божия и увековечиванию его в Святом Писании. …
в) Богодухновенность распространяется не только на какую-то часть Писания — например, на его основные учения, или на вопросы, ранее неизвестные святым писателям, — но на всю Библию (полное богодухновение). Данный факт доказывается словами: «Все Писание богодухновенно». (2 Тим. 2:3:16) Из этого утверждения мы формулируем аксиому: «Все, что является какой-либо частью Святого Писания, богодухновенно
г) Поскольку Святое Писание является богодухновенным Словом Божиим, его совершенная непогрешимость во всех частях и в каждом утверждении a priori несомненна и определена, по причине непогрешимости божественного Автора. … Лютер пишет: Писание никогда не заблуждалось» (St.L., XV, 1481). И Калов: «Никаких ошибок, даже в несущественных вопросах, никаких неточностей, не говоря уже о неправде, не может быть во всех Писаниях» (Doctr.Theol., p. 49)…
д) Наконец, богодухновенность Святого Писания включает в себя также божественное побуждение и поручение к написанию (impulsus et mandatum scribendi). … Говоря другими словами, Святые Писания были составлены не потому, что этого хотели люди, но потому, что этого хотел Бог».
См. также. У. Элвелл. Теологический энциклопедический словарь, "Библии, богодухновенность". с. 132-136. "Библия, ее непогрешимость и безошибочность". с. 139-144. М.: "Духовное возрождение", 2003.