Трансмировое радио. Ведущий программы — Дмитрий Трибельский, гость программы — Павел Столяров (Центр апологетических исследований). Программа 26 июня 2015: Возможно ли чудо?
Возможны ли чудеса?
(Материал подготовлен на основе “Энциклопедии христианской апологетики”
Норман Л. Гайслер, Библия для всех, СПб, 2004.)
- Что такое чудо:
- Августин (К. Льюис) описывал чудо, как феномен который не противоречит природе, но противоречит нашему знанию природы
- Фома Аквинский: чудо - это божественное вмешательство, сверхъестественное исключение из регулярного хода вещей.
- Атеист Энтони Флю: “Чудо — это нечто, что никогда бы не произошло в природе как таковой, будь она предоставлена сама себе”. Кстати Энтони долгое время был одним из видных философов-рационалистов, одним из идейных столпов современного атеизма, однако в 2004 году пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог существует.
- Вера в возможность чудес - основополагающая доктрина христианства.
- Существует Бог - Бог является Личностью
- Личностный Бог обладает волей для осуществления которой вмешивается в естественных ход вещей, всесилен, всемогущ и стремится к благу
- Следовательно, чудо существует, как следствие существования Теистического Бога (теизм — убежденность в том, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении)
- Значит, отвергая веру в чудо человек отвергает действие Божьей воли в мире, Его всевластие и, следовательно, делает Бога или бесконечно удаленным от мира, или развивает пантеизм, что бог существует во всем.
- Сегодня мы чаще встречаем т.н. верующих в бога, которые верят в существование чего-то высшего, но отрицают реальность чудес, например воскресения Христа или не надеются на собственное после смерти.
- Чудо есть именно то, что делает нашу веру основанной на историческом факте
- Вера в чудо делает нашу веру настоящей:
- [Христианство] не просто вывело логичные истины — оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно — оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно; но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна. Оно признает, что у нас две руки, но ни за что не признает (сколько бы ни бились модернисты), что у нас два сердца. В этой главе я постараюсь показать одно: когда что-то в христианском учении кажется нам странным, мы обнаруживаем в конце концов ту же странность и в истине. ... Если узор снежинки похож на Эдинбургскую темницу, это может быть случайностью; если все снежинки в точности повторяют узор лабиринта в Хэмптон-Корте, я бы скорей назвал это чудом. Именно такое чудо напоминает мне философия христианства. (Гилберт Кийт Честертон, Ортодоксия. Парадоксы христианства)
- Вера в чудо готовит нас к восприятию будущего, подобно тому как Христос показал нам Свою природу после воскресения, так и нам уже стоит надеяться не на восстановление от смерти, как будто после болезни, но к новому существованию в вечности.
- Чудеса веры в Бога
- Чудо сотворения: Почему существует нечто вместо того чтобы вообще не существовать?
- Чудо откровения: уникальное существование, пророческая точность и историческая достоверность Библии
- Чудо богоявления: мы верим Библии потому что мы верим Иисусу - если честно исследовать Его жизни, то нельзя прийти к иному выводу что перед нами Богочеловек
- Чудо воскресения и вознесения: подтверждение земного свидетельства перед глазами сотен людей многие из которых были живы и вплоть до написания Павлом 1Кор. в 55 году.
- Чудо явления Церкви: Именно на Христово свидетельство и на силу Духа Святого опиралась церковь в период своего становления так что тысячи обращались к вере.
- Чудо обращения человека к вере: мое обращение к Богу
- Критика существования чудес (на основе утверждений Юма):
- Чудеса, по определению, нарушают законы природы.
- Законы природы с неизменностью действуют единообразно
- Следовательно, чудес происходить не может
* Это называется “порочный круг” - силлогизм пытается отвергнуть то, что сам и определяет. Если отвергнуть это определение чуда, то силлогизм распадается.
** Юм сам не верил в абсолютное единообразие прошлого опыта. - Чудо, по определению, есть редкое явление
- Законы природы, по определению, есть описание регулярных явлений.
- Свидетельства в пользу регулярных событий всегда сильнее, нежели событий редких.
- Мудрый человек всегда основывает свою веру на том свидетельстве, которое сильнее.
- Следовательно, мудрый человек никогда не поверит в чудеса.
*** Отметим, что этот аргумент при слабой трактовке не отрицает чудес, он утверждает, что мудрые люди не примут свидетельств в его пользу, т.к. они редки. Но тогда этот аргумент скатывается в предвзятость, оценочную значимость аргумента не на основании его сути, а на основании его количества. Другими словами, может ли количество утверждений свидетельствовать об их истинности? - (Патрик Новелл-Смит) Только то, что дает нам возможность делать предсказания, можно расценивать как объяснение явления.
- при объяснении явления через чудо делать верифицируемые предсказания нельзя.
- Следовательно, объяснение явления через чудо не расценивается как объяснение данного явления
**** Очень распространенный аргумент современных “новых атеистов” в том, что вера в чудо отрицает науку, так как заставляет или изменять законы или объяснять все помимо законов. Но это не так. Чудо объясняет то исключительное и редкое, что происходит, но не покушается на законы природы. Атеисты просто хотят придумать такую систему в которой не было бы места Богу, но тогда они вынуждены придумывать еще более невероятные и противоречащие объяснения, как все началось - Чудо - больше чем “аномалия”, оно отмечено божественной волей. У них, как у деяний Бога есть богословский, нравственный, телеологический и доктринальный аспекты. Бог не фокусник, но правитель мира.
2015 © Центр апологетических исследований www.Apologetika.ru